Объявление о подписке на мокша-эрзянскую газету "Од
эрямо", издававшуюся в Сибири в середине 1920-х гг. |
СИБИРЬ
В начале июля 1924 года я прибыл в Новониколаевск (в 1926
году он был пере-именован в Новосибирск). Сибкрайком РКП(б)
направил меня в распоряжение Томского губкома РКП(б), куда
пароходом по Оби и Томи я и отправился. Мордов-ского населения в Сибири тогда проживало около 800 тыс. человек в
Томской, Алтайской, Омской, Красноярской и других губерниях.
Но наиболее компактно мордва проживала в Томской губернии.
ИЮНЬ 1924 г. — СЕНТЯБРЬ 1925 г. ТОМСК.
В Томске я был назначен секретарём мордовской секции губкома
РКП (б). После изучения сведений о расселении мордовского
населения в губернии я начал выез-жать в мордовские селения и
в крупные селения со смешанным населением. Целью поездок
было налаживание национальной партийно-советской и
культур-но-просветительной работы. Одновременно организовывал крестьянские конфе-ренции, посвященные
развитию сельского хозяйства. В те годы в производстве для
города товарного хлеба ставка была на середняка. В то же
время была постав-лена задача поднять бедняцкие хозяйства до
уровня середняцких хозяйств, как по линии вовлечения их в
кооперативные колхозные товарищества по обработке земли и
ведению сельского хозяйства, так и по линии индивидуального
хозяйство-вания.
Стране был нужен хлеб. Много хлеба. Собрания и крестьянские
конференции по-свящались подъему и развитию сельского
хозяйства по производству зерна и мясо-молочного скота, животного масла, шерсти. Секретарь крайкома С. Сырцов даже |
выбросил было лозунг : «На корове в Тельбес!». Тельбес — это
был создаваемый центр Новокузнецкой металлургии.
Вскоре после приезда побывал почти во всех мордовских
селениях губернии в Кузнецком, Щегловском, Мариинском,
Том-ском уездах. Постепенно наладилось открытие пунктов
ликвидации неграмотности. Начали открываться начальные
сельские школы и школы-интернаты для детей школьного
возраста, проживающих в селениях со смешанным населением, но
гово-рящих только на родном языке, снабжение их учебниками
на мордовских языках, в первую очередь — букварями.
Кропотливо проводилась работа по подготовке кооперативных,
партийно-советских и культпросвет-политработников, школь-ных
учителей и ликбезработников. Многих пригласили из
Европейской части России. Мордовская секция губкома начала
из-давать листовки и плакаты на мордовском языке по
культурно-политико-просветительской тематике и рассылать их
по мор-довским селениям и в мордовские концы или улицы
селений со смешанным населением. Рассылали по селам и
получаемые из европейской части мордовские газеты: «Якстере
теште» — печатный орган мордовской секции ЦК РКП(б), «Якстере
сек-ция» — издание Саратовского губкома, «Од веле» — газету
Пензенского губкома. Как результат, от мордовского населения
Сибири стали поступать письма и сельские приговора с
просьбой об издании в Сибири своей газеты на мордовском
языке.
Мордовское население интересовалось вопросом организации
мордовской автономии. И, несмотря на отдаленность
прожива-ния от искони родных мест — Поволжья, и от давности
переселения или ссылки самодержавием в Сибирь, принимало на
соб-раниях резолюции с просьбой к Ленинской партии, к её ЦК
РКП(б) и Советскому правительству об организации автономии.
Осенью 1925 года, как делегат от Томской губернии, я
участвовал во Всероссийском съезде мордовских учителей и
культпо-литпросветработников в Москве, на котором обратился
к делегатам, предложив им переехать в Сибирь для работы в
ликбе-зах, школах, избах-читальнях и «Красных уголках».
СЕНТЯБРЬ 1925 г. — НОЯБРЬ 1926 г. НОВОСИБИРСК.
К осени 1925 года в Сибири закончились работы по новому
районированию и административно-хозяйственному делению.
Вме-сто губерний и уездов был создан Сибирский край, в
который областями вошли Омская, Новониколаевская
(Новосибирская), Алтайская и Енисейская губернии, а также
автономная область Ойроти, образованная в 1922 году. Были
также организованы округа, районы и сельсоветы.
С упразднением Томской губернии Сибкрайком постановил
создать мордовскую секцию при Сибкрайкоме РКП(б), и меня
при-гласили работать туда, в Новосибирск. Мордовские секции
также были созданы при Томском, Барнаульском, Щегловском и
Кузнецком окружкомах, при крайкоме комсомола. Вместе со мной
партийно-советской работой среди мордовского населения
занимались тт. Ф. А. Буртаев, Вася Лукин, Дьяков, Еремеев,
Конкин И. И. Прокин, Г. И. Савельев, Афанасьев, Тетюшкин.
В 1925-1926 годах в мордовских селениях и населенных пунктах
были организованы мордовские национальные сельские со-веты.
В селениях со смешанным населением при конструировании
составов сельских, волостных и районных исполкомов старались
пропорционально отразить национальное представительство в их
составе.
Одновременно с советским строительством в мордовских
населенных пунктах проводилась большая работа по
кооперирова-нию бедных крестьянских хозяйств, особенно
только недавно переселившихся в Сибирь и испытывавших нужду.
Вовлечение их в кооперативные товарищества по совместной
обработке земли способствовало бы их кредитованию, поднятию
до уровня середняцких хозяйств, превращению в товарные
крестьянские хозяйства.
Работая в Сибкрайкоме, мне довелось бывать в командировках с
целью организации партийно-советской и
культурно-просве-тительной работы в мордовских селениях
Барнаульского, Славгородского, Омского, Новосибирского,
Иркутского и других ок-ругах. В те годы мордовского
населения в Новосибирске проживало довольно много,
мордовская речь была слышна и всюду на пристанях по Оби и
Томи. Мне доводилось проводить собрания среди
речников-мордвы и их семей. В основном это были вол-жане из
Нижнегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской,
Пензенской губерний. Став постоянными жителями Сибири, они
занимали всё прибрежье Оби. Немало было и сезонников. Меня
очень удивило и образовало, что и
те, и другие проявляли живой интерес к мордовскому языку и
к вопросу образования автономии.
Брошюра И. С. Поздяева о международном празднике Первое
мая.
Одна из страниц брошюры И. С. Поздяева о междуна-родном
празднике Первое мая. |
Вскоре секретарь Сибкрайкома РКП(б) С. В. Коссиор и
предсибревкома М. М. Ла-шевич на бюро крайкома поддержали
предложение мордовской секции об издании в Сибири
мордовской газеты. Утвердили её название — «Од эрямо»
(«Новая жизнь»). Редактором газеты был утвержден я. В конце
1925 года еженедельная мордовская газета «Од эрямо», орган
Сибкрайкома РКП(б), начала выходить. Она пользовалась
большой популярностью и авторитетом. Быстро нашла своего
чита-теля. Появилось много корреспондентов на местах. Газета
рассылалась во все мордовские селения и населенные пункты
Сибири и — в отдельные мордовские селения Поволжья,
Приуралья и Дальнего Востока. В зиму 1925-1926 года из ранее
опубликованных в «Якстере теште» очерков я составил брошюру
на мордовском языке о В. И. Ленине, назвав её «В. И. Ленин,
его жизнь, деятельность и заветы». Она была издана
Сибкрайиздатом. Мордовским населением Сибири брошюра на
родном языке была встречена с восторгом и быстро
раскуплена. В эту же зиму и весну мной были написаны на
мордовском языке и изданы брошюры о Красной Армии и
международном празднике Первое мая. Тогда же я вновь
вернулся к тек-сту перевода гимна Интернационал на мордовский язык. Он был опубликован на 4-й странице брошюры
о Ленине, в газете «Од эрямо» и во всех других издаваемых на
мордовском языке газетах в Москве, Саратове, Пензе и Нижнем
Новгороде.
В Сибири я продолжал заниматься записью мордовских народных
песен, свадеб-ных обрядов и сбором этнографических материалов.
Объезжая в Сибири мордовские селения, мне доводилось
встречаться с потомками ссыльных-участников
крестьянских войн Разина и Пугачева, участниками
бунтов против самодержавия, помещиков-крепостников и
монастырей, потомков ссыль-ных участников волнений в
эпоху насильственного обращения мордвы из
мордов-ского язычества в православную христианскую
религию. Напомню, что попы, из-деваясь над
мордовскими обрядами и надругавшись над могилами предков
морд-вы, разрушили национальные эрзянские кладбища — Терюшевское и Сескинское, что привело к восстанию мордвы в
бывшей Нижегородской, Рязанской и других губерниях.
Многие из потомков переселенцев и ссыльных тех времен уже
давно перешли в русский этнос и только по отдельным
отры-вочным воспоминаниям помнили, что их предки когда-то
были мордвой, сосланной в Сибирь. И хотя окружающие до сих
пор называли их мордвой, они давно уже совершенно обрусели.
Большинство мордвы в мордовских селениях, даже из числа
добровольных пере-селенцев с исконно мордовских мест Волжско-Окско-Сурского бассейнов рек и их притоков, как
мокша, так и эрзя, переселялась в Сибирь из-за притеснений и
угне-тения помещиками и царскими чиновниками, монастырями и
церковью, кулака-ми, бурно развивавшимися после реформы 1861
года и с началом столыпинских реформ, а также после
подавления революции 1905-1907 годов. Встречалось много
мордвы в смешанных многонациональных селениях, где она вся
проживала от-дельно, концами или улицами, которые так и
называли: «мордовский конец» (или «мордовская улица», или
«мордовский порядок»). В таких селениях, как правило, все
национальности соблюдали свои древние традиции, обычаи и
обряды, язык, культуру, фольклор. И часто все владели всеми
языками проживающих в селе. Но нередко бывало, что улица или
конец назывались мордовскими, а сами их обита-тели
уже давно обрусели — помнили лишь, что их предки
были мордва. И всё-таки |
во многих чисто мордовских селениях, или со
смешанным населением, но с мордовскими концами-улицами,
мордва сохраняла свои национально-культурные особенности и
нуждалась в те годы в особом обслуживании на родном
мордовском языке.
Конечно, в начале 20-х годов, как правило, школ в мордовских
селениях не было. Их, как и ликбезы, приходилось создавать
заново.
В годы гражданской войны мордва как в селениях со смешанным
населением, так и в чисто мордовских селениях боролась, как
правило, в рядах Красной Армии или в партизанских отрядах
против Колчака. За это колчаковцы подвергали их репрес-сиям:
телесным наказаниям, экзекуции, казням, расстрелам и прочим
видам наказания, таким, как, например, разграбление
имущества и поджоги домов, дворов и стогов с хлебом.
Доносчиками были местные кулаки (часто из самой же мордвы),
тор-говцы, церковнослужители и бывшие царские чиновники.
Работая в Сибири, я всё время был в курсе движения дела в
центральных органах партии и государства по вопросу
образо-вания мордовской автономии, работы 2-й и 3-й
комиссий, созданных для разработки и изучения вопроса о
мордовской авто-номии, всех следовавших один за другим
отказов центральных органов выделить мордву в автономию. В
конце ноября 1926 года ЦК РКП(б) отозвал меня из Сибири в
своё распоряжение и направил в Поволжье, в Самару, на работу
среди мордовского населения и других национальностей
губернии.
На предыдущую страницу
На следующую страницу
Не публиковавшиеся
ранее мемуары
И.С.Сибиряка (Поздяева) и фотографии предоставлены
для опубликования на сайте "Зубова Поляна" сыном автора мемуаров,
@Н.И.Сибиряком.
Название дано автором сайта. При публикации проведено незначительное
редактирование. |