КАК я был репрессирован в мордовии

Мемуары Сибиряка Иллариона Сергеевича (Поздяева),
 директора научно-исследовательского института мордовской культуры

1 2 3 4 5

Объявление о подписке на мокша-эрзянскую газету "Од эрямо", издававшуюся в Сибири в середине 1920-х гг.

СИБИРЬ

В начале июля 1924 года я прибыл в Новониколаевск (в 1926 году он был пере-именован в Новосибирск). Сибкрайком РКП(б) направил меня в распоряжение Томского губкома РКП(б), куда пароходом по Оби и Томи я и отправился. Мордов-ского населения в Сибири тогда проживало около 800 тыс. человек в Томской, Алтайской, Омской, Красноярской и других губерниях. Но наиболее компактно мордва проживала в Томской губернии.

ИЮНЬ 1924 г. — СЕНТЯБРЬ 1925 г. ТОМСК.

В Томске я был назначен секретарём мордовской секции губкома РКП (б). После изучения сведений о расселении мордовского населения в губернии я начал выез-жать в мордовские селения и в крупные селения со смешанным населением. Целью поездок было налаживание национальной партийно-советской и культур-но-просветительной работы. Одновременно организовывал крестьянские конфе-ренции, посвященные развитию сельского хозяйства. В те годы в производстве для города товарного хлеба ставка была на середняка. В то же время была постав-лена задача поднять бедняцкие хозяйства до уровня середняцких хозяйств, как по линии вовлечения их в кооперативные колхозные товарищества по обработке земли и ведению сельского хозяйства, так и по линии индивидуального хозяйство-вания.

Стране был нужен хлеб. Много хлеба. Собрания и крестьянские конференции по-свящались подъему и развитию сельского хозяйства по производству зерна и мясо-молочного  скота,  животного масла, шерсти.  Секретарь крайкома С. Сырцов даже

выбросил было лозунг : «На корове в Тельбес!». Тельбес — это был создаваемый центр Новокузнецкой металлургии.

Вскоре после приезда побывал почти во всех мордовских селениях губернии в Кузнецком, Щегловском, Мариинском, Том-ском уездах. Постепенно наладилось открытие пунктов ликвидации неграмотности. Начали открываться начальные сельские школы и школы-интернаты для детей школьного возраста, проживающих в селениях со смешанным населением, но гово-рящих только на родном языке, снабжение их учебниками на мордовских языках, в первую очередь — букварями.

Кропотливо проводилась работа по подготовке кооперативных, партийно-советских и культпросвет-политработников, школь-ных учителей и ликбезработников. Многих пригласили из Европейской части России. Мордовская секция губкома начала из-давать листовки и плакаты на мордовском языке по культурно-политико-просветительской тематике и рассылать их по мор-довским селениям и в мордовские концы или улицы селений со смешанным населением. Рассылали по селам и получаемые из европейской части мордовские газеты: «Якстере теште» — печатный орган мордовской секции ЦК РКП(б), «Якстере сек-ция» — издание Саратовского губкома, «Од веле» — газету Пензенского губкома. Как результат, от мордовского населения Сибири стали поступать письма и сельские приговора с просьбой об издании в Сибири своей газеты на мордовском языке.

Мордовское население интересовалось вопросом организации мордовской автономии. И, несмотря на отдаленность прожива-ния от искони родных мест — Поволжья, и от давности переселения или ссылки самодержавием в Сибирь, принимало на соб-раниях резолюции с просьбой к Ленинской партии, к её ЦК РКП(б) и Советскому правительству об организации автономии.

Осенью 1925 года, как делегат от Томской губернии, я участвовал во Всероссийском съезде мордовских учителей и культпо-литпросветработников в Москве, на котором обратился к делегатам, предложив им переехать в Сибирь для работы в ликбе-зах, школах, избах-читальнях и «Красных уголках».

СЕНТЯБРЬ 1925 г. — НОЯБРЬ 1926 г. НОВОСИБИРСК.

К осени 1925 года в Сибири закончились работы по новому районированию и административно-хозяйственному делению. Вме-сто губерний и уездов был создан Сибирский край, в который областями вошли Омская, Новониколаевская (Новосибирская), Алтайская и Енисейская губернии, а также автономная область Ойроти, образованная в 1922 году. Были также организованы округа, районы и сельсоветы.

С упразднением Томской губернии Сибкрайком постановил создать мордовскую секцию при Сибкрайкоме РКП(б), и меня при-гласили работать туда, в Новосибирск. Мордовские секции также были созданы при Томском, Барнаульском, Щегловском и Кузнецком окружкомах, при крайкоме комсомола. Вместе со мной партийно-советской работой среди мордовского населения занимались тт. Ф. А. Буртаев, Вася Лукин, Дьяков, Еремеев, Конкин И. И. Прокин, Г. И. Савельев, Афанасьев, Тетюшкин.

В 1925-1926 годах в мордовских селениях и населенных пунктах были организованы мордовские национальные сельские со-веты. В селениях со смешанным населением при конструировании составов сельских, волостных и районных исполкомов старались пропорционально отразить национальное представительство в их составе.

Одновременно с советским строительством в мордовских населенных пунктах проводилась большая работа по кооперирова-нию бедных крестьянских хозяйств, особенно только недавно переселившихся в Сибирь и испытывавших нужду. Вовлечение их в кооперативные товарищества по совместной обработке земли способствовало бы их кредитованию, поднятию до уровня середняцких хозяйств, превращению в товарные крестьянские хозяйства.

Работая в Сибкрайкоме, мне довелось бывать в командировках с целью организации партийно-советской и культурно-просве-тительной работы в мордовских селениях Барнаульского, Славгородского, Омского, Новосибирского, Иркутского и других ок-ругах. В те годы мордовского населения в Новосибирске проживало довольно много, мордовская речь была слышна и всюду на пристанях по Оби и Томи. Мне доводилось проводить собрания среди речников-мордвы и их семей. В основном это были вол-жане из Нижнегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Пензенской губерний. Став постоянными жителями Сибири, они занимали всё прибрежье Оби. Немало было и сезонников. Меня очень удивило и образовало, что и те, и другие проявляли живой интерес к мордовскому языку и к вопросу образования автономии.

 

Брошюра И. С. Поздяева о международном празднике Первое мая.

Одна из страниц брошюры И. С. Поздяева о междуна-родном празднике Первое мая.

Вскоре секретарь Сибкрайкома РКП(б) С. В. Коссиор и предсибревкома М. М. Ла-шевич на бюро крайкома поддержали предложение мордовской секции об издании в Сибири мордовской газеты. Утвердили её название — «Од эрямо» («Новая жизнь»). Редактором газеты был утвержден я. В конце 1925 года еженедельная мордовская газета «Од эрямо», орган Сибкрайкома РКП(б), начала выходить. Она пользовалась большой популярностью и авторитетом. Быстро нашла своего чита-теля. Появилось много корреспондентов на местах. Газета рассылалась во все мордовские селения и населенные пункты Сибири и — в отдельные мордовские селения Поволжья, Приуралья и Дальнего Востока. В зиму 1925-1926 года из ранее опубликованных в «Якстере теште» очерков я составил брошюру на мордовском языке о В. И. Ленине, назвав её «В. И. Ленин, его жизнь, деятельность и заветы». Она была издана Сибкрайиздатом. Мордовским населением Сибири брошюра на родном языке была встречена с восторгом и быстро раскуплена. В эту же зиму и весну мной были написаны на мордовском языке и изданы брошюры о Красной Армии и международном празднике Первое мая. Тогда же я вновь вернулся к тек-сту перевода гимна Интернационал на мордовский язык. Он был опубликован на 4-й странице брошюры о Ленине, в газете «Од эрямо» и во всех других издаваемых на мордовском языке газетах в Москве, Саратове, Пензе и Нижнем Новгороде.

В Сибири я продолжал заниматься записью мордовских народных песен, свадеб-ных обрядов и сбором этнографических материалов.

Объезжая в Сибири мордовские селения, мне доводилось встречаться с потомками ссыльных-участников крестьянских войн Разина и Пугачева, участниками бунтов против самодержавия, помещиков-крепостников и монастырей, потомков ссыль-ных участников волнений в эпоху насильственного обращения мордвы из мордов-ского язычества в православную христианскую религию. Напомню, что попы, из-деваясь над мордовскими обрядами и надругавшись над могилами предков морд-вы, разрушили национальные эрзянские кладбища — Терюшевское и Сескинское, что привело к восстанию мордвы в бывшей Нижегородской, Рязанской и других губерниях.

Многие из потомков переселенцев и ссыльных тех времен уже давно перешли в русский этнос и только по отдельным отры-вочным воспоминаниям помнили, что их предки когда-то были мордвой, сосланной в Сибирь. И хотя окружающие до сих пор называли их мордвой, они давно уже совершенно обрусели.

Большинство мордвы в мордовских селениях, даже из числа добровольных пере-селенцев с исконно мордовских мест Волжско-Окско-Сурского бассейнов рек и их притоков, как мокша, так и эрзя, переселялась в Сибирь из-за притеснений и угне-тения помещиками и царскими чиновниками, монастырями и церковью, кулака-ми, бурно развивавшимися после реформы 1861 года и с началом столыпинских реформ, а также после подавления революции 1905-1907 годов. Встречалось много мордвы в смешанных многонациональных селениях, где она вся проживала от-дельно, концами или улицами, которые так и называли: «мордовский конец» (или «мордовская улица», или «мордовский порядок»). В таких селениях, как правило, все национальности соблюдали свои древние традиции, обычаи и обряды, язык, культуру, фольклор. И часто все владели всеми языками проживающих в селе. Но нередко бывало, что улица или конец назывались мордовскими, а сами их обита-тели уже давно обрусели — помнили лишь, что их предки были мордва. И всё-таки

во многих чисто мордовских селениях, или со смешанным населением, но с мордовскими концами-улицами, мордва сохраняла свои национально-культурные особенности и нуждалась в те годы в особом обслуживании на родном мордовском языке.

Конечно, в начале 20-х годов, как правило, школ в мордовских селениях не было. Их, как и ликбезы, приходилось создавать заново.

В годы гражданской войны мордва как в селениях со смешанным населением, так и в чисто мордовских селениях боролась, как правило, в рядах Красной Армии или в партизанских отрядах против Колчака. За это колчаковцы подвергали их репрес-сиям: телесным наказаниям, экзекуции, казням, расстрелам и прочим видам наказания, таким, как, например, разграбление имущества и поджоги домов, дворов и стогов с хлебом. Доносчиками были местные кулаки (часто из самой же мордвы), тор-говцы, церковнослужители и бывшие царские чиновники.

Работая в Сибири, я всё время был в курсе движения дела в центральных органах партии и государства по вопросу образо-вания мордовской автономии, работы 2-й и 3-й комиссий, созданных для разработки и изучения вопроса о мордовской авто-номии, всех следовавших один за другим отказов центральных органов выделить мордву в автономию. В конце ноября 1926 года ЦК РКП(б) отозвал меня из Сибири в своё распоряжение и направил в Поволжье, в Самару, на работу среди мордовского населения и других национальностей губернии.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Не публиковавшиеся ранее мемуары И.С.Сибиряка (Поздяева) и фотографии предоставлены
для опубликования на сайте "Зубова Поляна" сыном автора мемуаров, @Н.И.Сибиряком.
Название дано автором сайта. При публикации проведено незначительное редактирование.

На первую страницу
Назад на страницу Репрессии в Мордовии : как это было
Назад на страницу Рассказы о коллективизации, раскулачивании и репрессиях

Hosted by uCoz