Фотография конца 1970-х
гг., Зубова Поляна. Из семейного альбома Князевых.
Новоселье.
Фотография-свидетельство приверженности мордовского народа православной
религии. На ней вы видите семейное торжество в мордовской семье. Глава
семейства Павел Князьков многие годы работал водителем машины на почте —
развозил по посёлкам и деревням района письма и посылки. Построив новый
дом, они с женой на новоселье пригласили близких людей. И, как видно, к этим
людям относился и зубовополянский священник отец Валентин (Циренин). Он служил в
церкви в те годы, когда быть верующим, т. е. верить в Хри-ста, было совсем
не модно. Многие из тех, кто после крушения коммунистического режима
скоропостижно стали убеждёнными верующими, строят церкви, клянутся Господом Богом и
крестятся при каждом удобном или неудобном случае (особенно из числа
так называемой интеллигенции, начальников и бывших коммунис-тов), были при
том режиме такими же
убеждёнными атеистами, а порой и яростными гонителями верующих.
Конечно, в те годы православных и священников — как это было в
предшествующие десятилетия — уже не сажали в массовом порядке в тюрьмы и
не расстреливали (в районе было репрессировано 50 "служителей культа" —
священнослужителей, монашек и т. п., из них 7 было расстреляно). Но немногочисленные священ-ники были обязаны
предоставлять коммунистическим властям списки крестившихся и венчающихся
и выпол-нять многие другие предписания компартии, вмешивавшейся в такую
интимную сторону человеческого бы-тия, какими являются душа, вера,
убеждения, и горе было тем молодым людям, которые претендовали на про-фессиональную или
общественную карьеру, но были замечены в проявлении интереса к религии —
путь "на-верх" для них был закрыт.
Совсем иначе дело обстояло с теми, кого называли "простыми людьми".
Они не претендовали на карьеру, и им её испортить было нельзя.
Поэтому многие рабочие, колхозники, мелкие служащие не поступались своими
принципами и заветами предков — они продолжали хранить верность вере отцов
и дедов, посещали — хотя бы иногда — церковь, соблюдали обряды. Вера в
Христа в народе сохранилась именно благодаря этим прос-тым людям, а не тем,
кого принято называть "элитой" и к христианской истовости которых в наше
время люди относятся с иронией, а порой и с плохо скрываемым
презрением, хорошо помня их взгляды и поведение в прошлом. В народе они
получили прозвище "подсвечники".
Отец Валентин был одним из немногих священников района, он пользовался
уважением и доверием земляков. Лишённый какого бы то ни было зазнайства и
пафоса, он разделял со своим народом, которому служил духов-но, все его
беды, и, как это видно на фотографии, — радости. В конце 80-х (?) годов он
стал жертвой несчаст-ного случая — утонул во время рыбалки.
Январь 2007 г.
|