Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

 

Школьная фотография

Май 1989 г., Новое Бадиково. Фотография из альбома И. Стёпушкина.

Заведующий роно Иван Александрович Стёпушкин произносит речь на торжественной линейке учащихся Ново-Бади-ковской школы. В небольшой деревенской школе обучалось всего около сотни учеников. Таких школ в районе было (и оста-ётся) несколько десятков. И хотя школы маленькие, в каждой из них можно было найти всё, что было в каждой из школ Со-ветского Союза : одни и те же ритуалы, одна и та же школьная форма, общее расписание, общие темы уроков ... Ученик такой маленькой школы, попав, скажем, при переезде родителей в большую школу, попадал в знакомую ему обстановку. От-личались только, вероятно, требования к качеству знаний — в больших городских школах учителя были квалифициро-ваннее.

Фотография сделана в один из последних годов существования Советского Союза и старой советской социалистической системы. Спустя два года большая страна распалась. И тотчас изменились школьные стандарты. И не только в разных пост-советских странах. Теперь, попав в школу в другом поселении и особенно в большом городе, ученик чаще всего попадает в непривычные для него условия. Почти в каждой школе имеется свой индивидуальный учебный план, разработанный в со-ответствии с представлениями о целях обучения учителей и родителей. План этот более персонифицирован и приближен к потребностям учащихся. Но не всегда и не везде. Там, где уровень образования родителей низок, и они не в состоянии вы-сказать учителям свои представления о школе и о том образовании, которое она должна дать их детям (и потребовать, что-бы школа давала такое образование), там школа существует в привычных рутинных рамках своего существования.

Ещё большая разница образовалась за последние 10-15 лет в уровне квалификации учителей : в так называемых гимназиях и лицеях она выше (и порой намного), чем у учителей обычных и сельских школ, которые многие годы были лишены возмож-ности её повышать (хотя, добавим в скобках, это не совсем верно : человек увлечённый, страстно любящий своё дело, всег-да найдёт возможность позна-вать новое — и в тюрьмах учились. Правда, эти исключения лишь подчёркивают общую си-туацию). Образ жизни учителей сельских школ, вынужденных значительную часть времени посвящать работе, не имею-щей отношения к школе, также не способствует повышению их квалификации. Усугубляет положение и сложившаяся рос-сийская традиция приёма на работу — без какого бы то ни было конкурсного отбора. Всё это приводит к тому, что всё боль-ше родителей, получающих информацию от всё более возрастающего числа источников этой информации (многопрограм-много телевидения, Интернета и т.д.), начинает понимать, что хорошо оплачиваемая работа зависит от хорошего образова-ния, которое можно получить в хороших школах (как правило, в городах). Понимание этого приводит к миграции из де-ревни. И к всё большему сокращению числа учеников в деревенских школах ...

Январь 2007 г.

На первую страницу

На страницу Школьные фотографии

На страницу Зубова Поляна в фотографиях

Hosted by uCoz