Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

 

Старая фотография

Фотография начала 1940-х гг., Зубова Поляна.

На зубовополянском телеграфе.

Телеграф был изобретён, как известно, в Америке чуть более 100 лет назад. Этот замечательный вид связи послу-жил людям и служит до сих пор во многих странах, включая Россию. Но не в Америке. Несколько лет назад там все телеграфы закрылись. За ненадобностью. Потом закрылись в Канаде. И постепенно телеграфный способ общения отмирает и в других странах. Потому что на смену ему лет двадцать назад пришёл новый, несравненно более быст-рый и более точный способ передачи текста и изображения — электронная почта.

Те, кто читают сейчас этот текст, войдя в Интернет, конечно, знают, что это такое. Но, несмотря на то, что с момен-та появление новых компьютерных способов коммуникации прошло почти четверть века, многие в Зубовой Поляне о них не знают. Самое удивительное, что не знают о них и ни разу не пользовались электронной почтой, ни разу не входили в сеть Интернет (и, значит, не знают о существовании сайта "Зубова Поляна") не только те четыре 100-лет-них бабушки, которые живут в районе, не только ветераны войны весьма преклонных лет, не только воспитанники детских садов, но и... учителя школ. То есть те, кто и по призванию своему, и по функциональным обязанностям должны учить вступающие в жизнь новые поколения всему новому, прогрессивному ...

Пять лет назад, благодаря гранту, полученному от правительства США, автором этого сайта были обучены техно-логии создания веб-сайтов и пользования электронной почтой 14 учителей информатики 14 районов Мордовии (всего в республике 22 района)*. Даже были созданы 14 простеньких сайтов этих районов (на каждом было по 15 страниц основной информации о районе и по 10-20 иллюстраций). Эти сайты были помещены на портал прави-тельства Мордовии. Идея, согласованная с министерством образования республики и районными отделами образования, состояла в том, что эти учителя постепенно будут дополнять и развивать сайты с помощью своих кол-лег и учеников, которых они должны были обучить тому, чему научились сами.

Увы ! Ни один из сайтов не получил развития, и, провисев года три на портале правительства Мордовии, первые веб-сайты районов Мордовии были оттуда удалены. Ни у одного из сельских районов республики до сих пор нет своего официального сайта или хотя бы сайта, созданного в образовательных и учебных целях учителями и учени-ками школ. Несколько же сайтов саранских и двух-трёх сельских школ, найденные нами в Интернете, не являются рабочими, т. е. такими, к которым школьники, учителя и родители могли бы обращаться с реальными потребностя-ми. По сути дела, они являются лишь визитками с минимальной информацией о своих школах (на некоторых нет даже адресов и телефонов школ). Созданные, вероятно, для того, чтобы отчитаться о создании сайта, они "забро-шены" и находящейся на них информации доверять нельзя.

Краеведам будущего, наверное, будет любопытно узнать, что на этот 2006 год (т. е. спустя примерно лет 15 после по-явления в Интернете первых школьных сайтов) в Зубово-Полянском районе тоже не зафиксировано школьных сай-тов — нет их ни у школ райцентра, ни у школ в мордовско-русско-татарских поселениях. Нет сайта (даже сайта-"ви-зитки") у педколледжа, в котором студенты получают специальность "преподаватель информатики в началь-ных классах" и который приказом мордовского министерства образования пару лет тому назад был назначен ба-зовым учреждением для обучения учителей и жителей района информационным технологиям — поэтому его выпу-скникам, ныне разбросанным по просторам СНГ и желающим общаться со своими педагогами и нынешними сту-дентами, ничего не остаётся, как ждать, ждать, ждать... ну, или сообщить о своём желании обычным письмом его но-вому директору, бывшему завроно соседнего Торбеевского района (первый сайт которого, кстати, тоже был создан пять лет назад благодаря американской помощи и который тоже не получил развития, и тоже был заброшен ...).

Трудно найти объяснение всему этому, но после пяти лет ожидания (Великая Отечественная война, которая "нача-лась с тачанки, а закончилась атомной бомбой", длилась четыре года) выполнения договорённостей и постоянного изучения ситуации на ум приходит только одно : использование новых технологий в педагогическо-образова-тельных целях никого — ни республиканскую власть, не местные власти, ни учителей — всерьёз в Мордовии не интересует. Большинство учителей никогда не посещало ни одного сайта, не знает о возможностях электронной почты. Не умеют всем этим пользоваться и руководители районных отделов образования неоднократно бывал свидетелем этого. Рискну предположить, что и руководители министерства образования тоже думают, что эти но-вые технологии являются средствами коммуникации, подобными телеграфу, и что уметь пользоваться ими должны специалисты, подобные телеграфистке. Во всяком случае, мордовское министерство образования едва ли не единственное в России, у которого нет своего сайта (найденный нами в Интернете электронный адрес министер-ства безмолвствует, т. к. секретарша, в чьё владение он отдан, как и все секретарши, отсылает только то, что ей при-казывают — прямое общение с руководством министерства или с его ответственными сотрудниками, как это уже стало довольно распространённой практикой, невозможно).

Именно поэтому, вероятно, все призывы к учителям овладевать новыми технологиями, раздающиеся из министер-ства и районных отделов образования, звучат втуне : каков пастырь, таково и стадо. По-прежнему для того, чтобы заполнить какой-нибудь отчёт, директора школ едут в райцентр. По-прежнему многие из учителей считают, что Ин-тернет — забава для подростков или студентов. Вначале своё нежелание овладевать компьютером сеятели нового объясняли тем, что "компьютеров в школах нет"  (варианты : "компьютеров мало"; "компьютеры устарели ..." и т.п.). Потом — тем, что "у школ нет средств на Интернет". Теперь, когда Интернет в школах бесплатный, ссы-лаются на недостаток времени. Находятся, впрочем, и другие причины, объясняющие, почему ну никак невозможно, наконец, приступить к изучению учебных технологий, которыми давно начали овладевать учителя почти во всех странах мира  ...

Мордовские историки многократно описывали занятия мордовских женщин — они занимались рукодельем : пряли, вязали, вышивали. Это было обычным и естественным времяпровождением женщин в прошлые века, которое по-зволяло не только скрашивать время долгими зимними вечерами, но и зарабатывать деньги. Этот обычай в наши дни сыграл плохую шутку с теми из них, кто, будучи жёнами и домохозяйками, выполняют и другую важную роль — работают учителями. Эта роль и её значение для мордовского народа, видимо, осознаются ими не совсем адекватно. На одном из семинаров по современным технологиям в Зубовой Поляне у меня состоялся следующий диалог с учи-тельницами из районных школ: "Почему так медленно изучаете компьютер?" — "Нам некогда". "Чем занимаетесь зимними вечерами ?" — "Варежки вяжем." Так привычные, воспетые этнографами занятия мордовских женщин про-должают довлеть и... становятся в наше время тормозом на пути вступления мокшанского края в информационный век.

Всё это очень напоминает историю с внедрением в сельхозоборот картошки. И через 200 лет после того, как она была ввезена в Россию и её с успехом сажали на московских огородах и в окрестностях Петербурга, её не знали где-нибудь в 200-250 километрах от столиц — в год она завоёвывала примерно 1 километр российской территории : местные чиновники объясняли, что она не подходит для их почвы, что климат не тот... Находили и другие причины, объясняющие, почему картошку ну никак нельзя сажать в их уездах... То же самое было и с помидорами — в Новых Выселках, например, они на огородах появились только в 1930-х годах.

Если эта традиция по овладению новыми продуктами (теперь уже — продуктами Майкрософт) в Мордовии продол-жится, то фотография, которую вы видите вверху страницы, не скоро станет действительно старой, исторической, для этой части России.

Примечание :
тем школьным администраторам и руководителям районных отделов образования, которые всё же хотели бы познакомиться с образцами хороших и отличных школьных сайтов,  предлагаем зайти на страницу, на которой вы найдёте ссылки на достойные подражания сайты отечественных и зарубежных школ и учителей.

____________________________________

* В это же лето 2001 года были обучены учителя и созданы сайты ещё 16 районов 5 областей и республик Приволжского федерального округа.

Ноябрь 2006 г.

На первую страницу

На страницу Старые фотографии

На страницу Зубова Поляна в фотографиях

Hosted by uCoz