Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

 

Старая фотография

Фотография 1967 г., Зубова Поляна. Из домашнего альбома В. Колмыкова (Рузаевка).

Заслуженный работник культуры МАССР, художник Валериан Григорьевич Рябов, со своим учеником Владимиром Колмыковым (ныне — заслуженным работником культуры Республики Мордовия).

Духовный отец

Не смейте забывать своих Учителей!
Федор Андрианов,
народный писатель Мордовии,
заслуженный учитель школы МАССР

Летом 1966 года я совершил неудачную поездку в Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого. С целью поступления в это учебное заведение. У рузаевских художников был В. Д. Морозкин ... У меня в лесной глуши вначале такого человека не было. И до встречи с учителем пришлось пройти нелегкий путь самоучки...

Директор училища взяла мои этюды, написанные на корках старых книг, перетасовала их, как карты, и сделала не-утешительный вывод: «Что-то в них есть, но очень примитивно... Вам надо где-то подготовиться к нашим экзаме-нам. Приезжайте после — примем!»

На обратном пути в Зубову Поляну, приунывший, я вдруг вспомнил слова учителя рисования Василия Сергеевича Чернова из Ширингушской школы-интерната, где учился. «Вот, погоди, — говорил он — я тебя познакомлю с настоящим художником! Он живет в Зубовой Поляне. Зовут Валерьяном Григорьевичем Рябовым».

Доехал до райцентра, чуть поколебавшись — идти, не идти, — решил все же найти этого «настоящего живописца». Вездесущие ребятишки показали, где он живет. Я подошел к длинному бараку, что на улице А. С. Новикова-Прибоя. На щелястой из досок двери висела фанерка с надписью «В. Г. Рябов».

Я постучал. На мой зов вышел очень высокий, худой человек. Во всем черном: рубашка, галстук, брюки. В зашнуро-ванных высоких ботинках... Голова горделиво вскинута вверх, седые волосы направо и налево падают двумя прядя-ми над высоким лбом. Какое-то время глаза за очками с прищуром изучают меня. Удивления приход незнакомого человека у хозяина не вызвал. И он молча, жестом руки, пригласил войти.

Валерьян Григорьевич спросил, что привело меня к нему.

...Живу в глухом поселке Удевское лесничество. В сорока пяти километрах от Зубова. С детства люблю рисовать, безотчетно нравится живопись! Иду в лес, раскладываю свой патефон (вместо этюдника) и... плачу от бессилия, что не могу передать всю эту красоту!

— Ну, это еще никому не удалось сделать — вставил многозначительно Рябов. — Мы в этом году открываем изо-студию при районном Доме культуре. Приезжайте по воскресеньям. Будем учить, как передавать эту красоту, — улыбнувшись, напутствовал художник.

Я вышел от него окрыленный!

Путь к Рябову был неблизким. Мать будила меня часа в три ночи и, перекрестив, провожала до дороги, которая чуть белела меж шумящих в вершинках сосен. И так девять верст лесом. Затем полями до Ширингушей. Набирались все пятнадцать. Но я расстояния не замечал. Ведь впереди ждала меня встреча с учителем, его картины, любимая жи-вопись! Еще тридцать километров предстояло трястись на автобусе до Зубова. Таких одержимых собралось с деся-ток.

К сожалению, учеба наша полным составом группы учеников продолжалась недолго. Юные художники, — а нам было от 12-ти до 17 лет, — не выдержав кто дальней дороги, кто испугавшись своего неумения, разбежались. Нас, преданных, осталось двое. Да и друг вскоре подался в архитекторы. И я, грешный (любимое выражение Рябова), ос-тался один...

Валерьян Григорьевич стал приглашать меня уже к себе домой. К этому времени старый (это слово он не любил) да малый сдружились. Ему было 66, мне 18... Уроки приобрели иной характер. Мы больше беседовали. Со старшим другом было легко, и трудно. Он много знал, поддерживать разговор об искусстве было нелегко. Это обстоятельство заставляло меня много читать. Но собеседник не кичился знаниями, был тактичен. Понимал: трудно «леснику»...

С упоением слушал его рассказы о встречах с художниками. Он дружил с С. Малютиным, К. Юоном, П. Келиным, своим земляком по Спасску Пензенской губ. А. Соколовым, его супругой И. Витман — москвичами, Ф. Сычковым, В. Хрымовым и другими. В те годы его вместе с А. Прохоровым навещал В. Беднов, В. Кабанов. Заезжал из Москвы И. Сорокин, Строев. Из писателей чтил Леонида Леонова, с которым дружил и переписывался, был знаком с В. Ве-ресаевым, М. Пришвиным. К Рябову приезжали профессор И. Воронин, краевед из Темникова А. Чернухин, мордов-ские писатели.

Рябовская теория перемежалась с практикой. Писали вместе этюды. А потом ставили их рядом, и наставник рев-ностно, но по-доброму сравнивал их.

— Ты растешь, — хвалил он, — вон как зелень разобрал.

И так до следующего раза.

Когда вышла книга И. Воронина «Достопримечательности Мордовии», где автор посвятил В. Г. Рябову целый очерк, то он её мне подарил с надписью «Пишу, как завещание ученику В. К... слова П. Корина: «Сначала надо стать хоро-шим человеком, а уже потом художником! Искусство — это подвиг!» Эти слова не забыл. Каждый ученик Рузаев-ской художественной школы заканчивая ее, получает свидетельство с этими словами на обложке.

Иногда вечерами мы выходили гулять на «его» улицу. Валерьян Григорьевич добился, чтобы местные власти назва-ли ее именем его знакомого писателя А. С. Новикова-Прибоя. Фигура Рябова напоминала мне чем-то Дон Кихота. В длинном, черном, наглухо застегнутом пальто, летом в шляпе, зимой в папахе — по моде давних лет — он резко контрастировал со всеми остальными прохожими, не вписывался в толпу, витал над ней... Казалось, что этот чело-век был из уходящего мира. И это было недалеко от истины.

По поводу поведения и морали Учитель часто высказывался: «Вон, каждый день мимо моих окон идут молодые лю-ди. Красивые, хорошо одетые, а в разговоре через слово слышу б... да б..., мать-перемать, мать твою так...» Про одно-го нашего общего знакомого писал мне: «...боюсь за него — пьет да толстеет...» Самое ругательное слово у него было: «делец»! И в это определение человека он вкладывал все.

А. А. Прохоров, теснее общавшийся с Рябовым, рассказывал, что иногда заставал его у мольберта, певшего духовные песни-молитвы. Ведь он еще мальчиком пел в церковном хоре. Однако свою веру — без сомнения он был верую-щим — глубоко прятал. В письме об этом так писал: «Раньше говорили — Слава Богу! Теперь — Слава Природе! Считаю, что сие более верно!» А что было верно на самом деле, осталось загадкой. Зашел разговор о Боге — Иисусе Христе. «Без сомнения, — мыслил старший друг, — такой человек в древности был. Или мог быть... Отличавшийся от других размахом ума, мысли, знаниями, опережавший те времена. Ну, скажем, как Леонардо да Винчи...»

Так продолжалось наше общение до того дня в 1967 году, когда мне в лесную глухомань пришла бумага, в которой было написано, что меня «приглашают на семинар-совещание молодых творческих работников Мордовии» — в Саранск. Рекомендовали взять с собой этюды. К этому времени я уже «нахватался азов» у Рябова и принял участие на районной, а затем и Всесоюзной выставке самодеятельных художников «Русский лес».

Сухо названное мероприятие совершило коренной перелом в моей судьбе. Валерьян Григорьевич «благословил» на эту поездку. Так меня вытащили из леса в большой мир...

В парке им. Пушкина проходила выставка художника А. Родионова. Познакомился с ним и директором Саранской художественной школы П. Ф. Рябовым. Посмотрев мои работы, он посоветовал приехать к нему учиться. Осенью 1967 года я уже приступил к занятиям и встретил совсем еще молодых педагогов В. Попкова, Н. Макушкина, Б. Мар-келова, В. Лошкарева — всем моя благодарность!

Дружба с В. Г. Рябовым не прервалась. Началась наша переписка. Проезжая через Зубову Поляну домой, обязательно его навещал. Получал от наставника поддерживающие моральный дух письма. В них он стал называть себя «твой друг — твой старый — твой стареющий друг». Рябовские письма мне в Удев, Саранск, Тоцк, Чебоксары, Рузаевку храню как драгоценность. Самое дорогое, что есть у меня.

В 1975 году по направлению Минкультуры РСФСР из Чувашии, по моей просьбе направили в Мордовию — Рузаев-ку. Именно здесь началась взрослая жизнь. Без жилья — в скитаниях по частным квартирам, прозябания в подвале художественной школы. Тогда были в чести «придворные художники» — кто делал наглядную агитацию : писал лозунги, да оформлял политцентры, заросшие ныне бурьяном... Без знакомых и добрых людей.

Единственным утешением, когда бывало невыносимо тяжко — доставал заветную пачку писем и десятки раз пере-читывал. «Разговаривал» с Валерьяном Григорьевичем.

О кончине В. Г. Рябова в 1988 году узнал случайно. Меня не известили. "Похороны прошли скромно, местное руко-водство их не заметило", — писал мне А. Прохоров. В 1994 году организовал его выставки в Рузаевке и Саранске. Состоялся вечер памяти художника в Музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Заслуженный работник куль-туры МАССР В. Рябов служил искусству, просвещению. Русскому интеллигенту, мы, с А. А. Прохоровым, в год его столетия в 2001 году посвятили свои статьи в журнале «Странник», газетах. Книга о нем уже давно лежит без дви-жения. И если рузаевские власти благоволят художникам, то иным до Рябова нет никакого дела. Да, времена Рябо-вых проходят... И если уж такая фигура, как профессор И. Д. Воронин, говорил, что Рябов «имеет притягательную си-лу для людей», то можно представить, как он влиял на меня, юнца. Без преувеличения скажу : В. Г. Рябов был для меня духовным отцом.

...Об этом человеке, дорогом для меня Учителе, я мог бы говорить бесконечно. И очень рад, благодарен судьбе, что такой великодушный человек встретился на моем жизненном пути.

В. Колмыков. В сокращении в: "Художники земли Рузаевской", 2006 г.
Первая публикация в журнале «Странник» — № 7, 2002 год.

Июль 2011 г.

На первую страницу

На страницу Старые фотографии

На страницу Зубова Поляна в фотографиях

Hosted by uCoz