Фотография
1916 г., предположительно Ширингуши. Из семейного альбома Вадковских
(Москва), Суворовых (Ко-ломна).
Ольга, 11 лет (слева) и Екатерина (14 лет)
Вадковские в русских национальных костюмах на празднике. Обе девочки
— дочери Александра Васильевича Вадковского
(умер в 1906 г.), внука ширингушского священника о. Василия
Иов-левича, отца митрополита Петербургского Антония (Вадковского).
Девочки приходились митрополиту внучатыми племянницами.
В эти годы во многих образованных русских семьях
в национальные праздники было принято надевать русский на-циональный
костюм. Мужчины надевали косоворотки навыпуск, подпоясывались наборным ремешком, женщины надевали платья, такие же (или примерно такие), какие
мы видим на фотографии. В будни одежда была европей-ской, стандартной, а
вот по многим праздникам — такой, какую носили крестьянки в деревнях.
Таким образом под-чёркивали принадлежность к русской национальности, к
русскому этносу.
Национальную одежду в
нашем всё более глобализирующемся мире по-прежнему надевают во многих
странах. Хотя бы по праздникам. Во Франции во время фольклорных
фестивалей вы увидите как одевались в течение многих ве-ков
провансальские крестьяне, норманские рыбаки, лангедокские ремесленники.
В Японии широко распространено кимоно, в Индии — сари.
В Татарстане, в городе Набережные Челны, который, как известно, был в
1970-х годах местом Всесоюзной комсо-мольской стройкой (строили КАМАЗ и город),
на которую приехала молодёжь со всего СССР, существует интерес-ный Дом дружбы народов. В нём зарегистрированы и
активно работают национально-культурные общины : украин-ская,
грузинская, чувашская и другие, всего — около двадцати. Во время
национального татарского праздника Са-бантуй эти общины тоже представляют свои культуры : есть площадка чеченская, есть
татар-мишарей, есть еврей-ская, башкирская... Представлены все этносы,
проживающие в городе. Нет только русской площадки с русскими пи-рогами и русскими песнями. На этом фольклорном фестивале можно увидеть
еврейскую, марийскую национальную одежду, белорусскую, немецкую... Не
увидите только русскую. Почему-то и в этом городе, и во многих других счи-тается, что раз мы живём в России, то всё вокруг и так русское. В
Зубовой Поляне во время праздников из окрестных деревень, надев
красивые мордовские наряды, приезжают мордовские женщины (а в последнее
время иногда можно увидеть и жительниц двух татарских деревень района в своей национальной одежде). Только
русских красавиц в
рус-ских национальных платьях нет. Про мужчин же вообще говорить не
приходится. Мы же, дескать, и так живём в России, а значит — постоянно
носим русскую одежду ! Но на самом деле мы обычно одеты в стандартную
европейскую !
Видимо, эта традиция ношения русского платья в национальные праздники
умерла вместе со многими другими тра-дициями, когда после известных
событий 1917 года их носители были либо изгнаны из страны, либо в новую
эпоху пролетарского интернационализма считали опасным подчеркивать свою
принадлежность к русской нации. Най-дутся ли желающие возродить эту
традицию в Зубовой Поляне ? Впрочем, почему только здесь ?
Повсеместно, где живут те, кто считают себя русскими...
Октябрь 2011 г.
|