Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

 

Старая фотография

Фотография 1916 г., предположительно Ширингуши. Из семейного альбома Вадковских (Москва), Суворовых (Ко-ломна).

Ольга, 11 лет (слева) и Екатерина (14 лет) Вадковские в русских национальных костюмах на празднике. Обе девочки — дочери Александра Васильевича Вадковского (умер в 1906 г.), внука ширингушского священника о. Василия Иов-левича, отца митрополита Петербургского Антония (Вадковского). Девочки приходились митрополиту внучатыми племянницами.

В эти годы во многих образованных русских семьях
в национальные праздники было принято надевать русский на-циональный костюм. Мужчины надевали косоворотки навыпуск, подпоясывались наборным ремешком, женщины надевали платья, такие же (или примерно такие), какие мы видим на фотографии. В будни одежда была европей-ской, стандартной, а вот по многим праздникам — такой, какую носили крестьянки в деревнях. Таким образом под-чёркивали принадлежность к русской национальности, к русскому этносу.

Национальную одежду в нашем всё более глобализирующемся мире по-прежнему надевают во многих странах. Хотя бы по праздникам. Во Франции во время фольклорных фестивалей вы увидите как одевались в течение многих ве-ков провансальские крестьяне, норманские рыбаки, лангедокские ремесленники. В Японии широко распространено кимоно, в Индии — сари.

В Татарстане, в городе Набережные Челны, который, как известно, был в 1970-х годах местом Всесоюзной комсо-мольской стройкой (строили КАМАЗ и город), на которую приехала молодёжь со всего СССР, существует интерес-ный Дом дружбы народов. В нём зарегистрированы и активно работают национально-культурные общины : украин-ская, грузинская, чувашская и другие, всего — около двадцати. Во время национального татарского праздника Са-бантуй эти общины тоже представляют свои культуры : есть площадка чеченская, есть татар-мишарей, есть еврей-ская, башкирская... Представлены все этносы, проживающие в городе. Нет только русской площадки с русскими пи-рогами и русскими песнями. На этом фольклорном фестивале можно увидеть еврейскую, марийскую национальную одежду, белорусскую, немецкую... Не увидите только русскую. Почему-то и в этом городе, и во многих других счи-тается, что раз мы живём в России, то всё вокруг и так русское. В Зубовой Поляне во время праздников из окрестных деревень, надев красивые мордовские наряды, приезжают мордовские женщины (а в последнее время иногда можно увидеть и жительниц двух татарских деревень района в своей национальной одежде). Только русских красавиц в рус-ских национальных платьях нет.  Про мужчин же вообще говорить не приходится. Мы же, дескать, и так живём в России, а значит — постоянно носим русскую одежду ! Но на самом деле мы обычно одеты в стандартную европейскую !

Видимо, эта традиция ношения русского платья в национальные праздники умерла вместе со многими другими тра-дициями, когда после известных событий 1917 года их носители были либо изгнаны из страны, либо в новую эпоху пролетарского интернационализма считали опасным подчеркивать свою принадлежность к русской нации. Най-дутся ли желающие возродить эту традицию в Зубовой Поляне ? Впрочем, почему только здесь ? Повсеместно, где живут те, кто считают себя русскими...

 Октябрь 2011 г.

На первую страницу

На страницу Старые фотографии

На страницу Зубова Поляна в фотографиях

Hosted by uCoz