1949 г. Зубова Поляна. Фото В. И. Зинкина.
Студенты мордовской группы педагогического
училища во время перемены.
После войны профессия учителя начальных классов была непопулярной среди
молодёжи. Восстанавливающей раз-рушенное войной хозяйство и начавшей
участие в новой гонке вооружений стране требовались рабочие руки,
рабо-чие специальности ― и на привлечение в сферу промышленности молодёжи
работали все средства пропаганды. В учителя ― и особенно в учителя
начальной школы ― молодые люди шли неохотно.
Но от педагогических коллективов педучилищ и пединститутов требовали
заполнения всех мест. Педагоги были вы-нуждены закрывать глаза на уровень
подготовки учащихся школ, они совершали, как бы сейчас сказали,
рекламные поездки по местным деревням, фактически рекрутируя молодёжь в
педучилище.
И в него из нищих послевоенных деревень, привлечённые небольшой
стипендией, местом в общежитии и бли-зостью к дому, приходили никогда не
мечтавшие о
профессии учителя пережившие войну подростки из семей мно-годетных деревенских жителей.
Многие так и не стали учителями, обретя после педучилища ещё не одну ―
чаще всего рабочую ― профессию. Для других педучилище стало
трамплином в институт по совершенно другой специ-альности. И всем оно помогло продержаться несколько трудных лет.
Такова уж в России традиция приобретения специальности и профессии :
очень часто бывшие школьники сначала поступают в такое учебное
заведение, которое ближе к дому или в которое поступить легче. Или в
котором легче учиться. Или дешевле. Но в итоге часто этот путь
оказывается и намного длиннее, и дороже ...
В какой-то степени ситуация с набором студентов в педколледж и в наши дни
очень схожа с той, что была 60 лет назад.
Август 2006 г. |