Фотография
конца 1950-х гг.,
Зубова Поляна. Из семейного
альбома жителей Зубовой Поляны Зинкиных.
Картинка быта советской
интеллигенции середины XX века. На
фото — кажется довольные
своей жизнью Ангелова Мария Васильевна (справа) и её подруга-учительница
Зинкина Лариса Ивановна занимаются
при-вычным домашним делом русских
женщин : принесли (или привезли на
багажниках велосипедов) на Парцу бельё в тазах,
чтобы прополоскать его в чистой воде.
Это занятие отнимало у них в те
времена довольно мно-го времени и сил, особенно учитывая расстояние от
домов, где они жили — а прошли они
больше километра.
Несколько фактов для размышления.
Первый профсоюз в США был создан в 1865
г. Крепостное право в Рос-сии было
отменено в 1861 г. Первые стиральные
машинки появились в США в 1920-х гг.
Первый спутник в мире был запущен
Советским Союзом в 1957 г. Первые
стиральные машинки в Зубовой Поляне
появились в начале 1960-х гг.
Как
известно, выделение огромных средств
и вообще всех ресурсов, включая человеческие, в Советском Сою-зе на запуск
спутников, ракет и космических
кораблей (хотя тогда бытовал термин "освоение космоса" на
прак-тике до освоения и в наши дни ещё
далеко) объяснялось необходимостью доказать,
что социализм — лучшая и
эффективнейшая из
социально-экономических систем.
А вот в Швейцарии и в Норвегии (или
даже в отсталом Сингапуре) в те годы
не тратили средств на космос и не
пытались никому ничего
доказывать.
И советские люди были убеждены, что
они живут в самой прогрессивной
стране, умеющей запускать в космос
ракеты. И ходили полоскать бельё на
реку, как это делали их предки и 100, и
200, и 1000 лет назад.
В других странах в это время
интеллигенты-интеллектуалы,
используя домашнюю технику,
освобождавшую их от рутинных
домашних забот, занимались тем, чем
им и положено было заниматься —
развивали общество (в том числе —
создавая профсоюзы и другие общественные организации), создавали
и осваивали новую техни-ку в медицине,
в образовании и т.д....
....Однажды на подмосковной даче в
старом шкафу я наткнулся на пачку
старых журналов "Коммунист" за
1946 год. Ради любопытства пролистал.
Любопытные были статьи, скажу я вам. В
одном из журналов, например, была рецензия с
заголовком "Вредная книжка".
Автор, высокопоставленный сотрудник
ЦК КПСС, в пух и прах разбивал книгу
профессора N., который доказывал, что
настоящее богатство страны и его
прогресс заключают-ся в производительности труда, в
используемых технологиях. Рецензент
же, пылая праведным гневом и обви-няя
профессора в некомпетентности, писал
: "Какие такие технологии ? Что это
ещё за производительность труда ?
Настоящее богатство — леса, нефть,
уголь и другие природные богатства.
Вот Советский Союз богат всем этим —
следовательно, и народ богат, и
государство могуче".
И так думали многие. Только как-то не
задумывались, что уголь в земле — это
не деньги в кармане. И что СЛАВА
богатой ресурсами страны — это
совсем НЕ БОГАТСТВО КОНКРЕТНОГО
ЧЕЛОВЕКА или КОНК-РЕТНОЙ СЕМЬИ этой
страны. И что одно дело гордиться этими подземными богатствами и
прочим величием и могуществом страны на
международной конференции в
окружении президентов и премьер-министров
дру-гих стран, и совсем другое — живя где-нибудь
в небольшом городке или затерянной в
лесах деревушке.
Имя
того высокопоставленного
партийного чиновника-рецензента из
журнала "Коммунист" история не сохра-нила. А идеями
профессора, видимо, воспользовались
в Сингапуре или в Швейцарии. Во
всяком случае, се-годня в Сингапуре,
например, в школах компьютер-ноутбук
есть у каждого ученика — тетради там применя-ются
только в начальной школе и только на
уроках чистописания. А в больницах
отсталых в космических
за-воеваниях Швейцарии и Норвегии
стоят компьютерные аппараты, на
которых умеют работать все врачи и
ко-торые доступны не только так
называемой элите, а всему населению.
И жителей этих стран как-то совсем не
волнует, что они живут не в "великих"
странах. Или что их страны не
являются "центрами мировой
политики и влияния". Их вполне
удовлетворяет, что у них самые
высокие в мире уровни дохода на душу
населения и соответствующий уровень жизни...
...Уже не в старом журнале, а в одной
из современных региональных газет
пару месяцев назад прочитал
се-тования
одного высокопоставленного
государственного мужа
республиканского ранга, который
критиковал учителей за то, что они....
не разводят у себя на подворье
домашнюю скотину. И подумал : "А на
самом ли деле он государственный муж,
каким себя мнит ? Действительно ли он
думает о будущем своего народа (как
должен думать любой политик) ?"
Скорее всего, нет, не думает. Думает
он о сегодняшних цифрах, о том,
сколько в них отражено поголовья
скота. И совсем не думает, что учителя
должны не за свиньями ходить, не
бельё на речку носить (представьте
швейцарского или французского
учителя, разводящего — ради хороших
статистических показателей своего
кантона — телят и поросят), а
заниматься своим делом — учить
школьников новым тех-нологиям (а для
этого своё свободное от уроков время
тратить на усвоение этих технологий).
Тогда, скорее всего, врачи в
больницах будут уметь работать на тех
аппаратах, которые постепенно
поступают туда из Син-гапура и Японии.
Имя этого чиновника не назовём — всё
равно в истории оно не сохранится.
Июль 2007 г.
|