В начале
XX века во Франции возникло антиклерикальное
движение интеллектуалов и общественности против преподавания религии,
которое в те времена во французских школах было обязательным. Родилось
понятие "свободы совести" — права не исповедовать никакую религию. Или
исповедовать любую. Постепенно это привело к реальному отделению церкви от
государства во многих странах, в том числе в Советской России. Но при
Советской власти про вторую часть принципа забыли. Верующим не только не
давали свободы совести, но и преследовали ...
В новой России в некоторых частях страны — видимо, как реакция на годы
преследований — похоже, стала забываться первая часть ...
"В этом году
14-летняя Ирина Савоськина сдала на "отлично" выпускные экзамены в
общеобразовательной школе. Но идти учиться дальше не захотела. Ира решила
стать монашкой, и школьные учителя только поддержали рвение ученицы
Уже 10 лет в мордовской школе преподают Закон Божий.
ОПЫТ
В школах Брянской, Белгородской, Калужской и Смоленской областей появился
новый предмет — "Основы право-славной культуры". Представители других
конфессий на всероссийском уровне заговорили о дискриминации. Атеисты — о
том, что в Основном законе говорится о "светском характере" образования.
Между тем в селах, расположенных вблизи крупных церковных обителей,
духовенство уже давно значит не меньше, чем местные власти.
Первые дети в Свято-Варсонофиевском монастыре, расположенном в Зубово-Полянском районе Мордовии, появились сразу после открытия обители, в
1996 году. Несколько священнослужителей тогда отдали своих дочерей на
воспитание. Ирину Савоськину из села Куртошки Атюрьевского района привезла в
обитель набожная мать. Ире тогда было 7 лет.
"До меня у мамы уже были дети : мальчик и девочка, — рассказывает Ирина. —
Однажды, когда она была на работе, дома начался пожар. Братик и сестрёнка не
сумели выбраться наружу и сгорели. Мама очень переживала и винила себя в их
гибели, а потом поклялась, что если у нее еще будет ребенок, то он посвятит
себя служению Богу. Родится мальчик, станет священником, девочка —
монахиней. Через год родилась я".
Ровно в восемь утра, получив благословение настоятельницы монастыря
Варсонофии на посещение школы, десять дев-чонок выходят из ворот обители.
Черные школьные сарафаны до пят, белые платочки, за спиной ранцы с тетрадями
и учебниками. Из храма божьего в храм светских знаний. Впрочем,
Покров-Селищинская школа тоже находится под мо-настырским влиянием.
Старшеклассницам запрещено пользоваться косметикой и ходить без платка,
единственное их отличие от воспитанниц приюта — это длина юбок, у местных
девушек они не до пят, а чуть ниже колен. Дискотек, по-священных светским
праздникам, в школе стараются не проводить. Зато все церковные даты отмечают
с размахом. Проводят утренники для учеников с песнопениями и постановками
сцен из Библии. В школе уже несколько лет зубрят Закон Божий. Из 63 учеников
кружок в обязательном порядке посещают 49 детей.
"Наши ученики отличаются от детей из других школ. Они тихие, спокойные, не
ругаются матом, гордится руководитель кружка Надежда Беляева, по
совместительству преподающая химию и естествознание. — Я сразу детям говорю
: есть научная точка зрения, а есть другая, православная, которой
придерживаюсь я. И знаете, ученики тоже отдают ей пред-почтение. Например, в
5-м классе я объясняла теорию Дарвина. А потом провела опрос : считаете ли
вы, что человек произошел от обезьяны, или его создал Бог ? Все дети
ответили, что Всевышний, кроме Саши Капаева. Но он так сказал про обезьяну
не от души, а чтобы выделиться".
В 1996 году открылся Свято-Варсонофиевский женский монастырь. А к 2000 году
христовы невесты возделывали уже 50 га земли и имели сотню овец. Сейчас
монашки обрабатывают 250 га земли, сеют зерновые: пшеницу и ячмень, сажают
картофель и свеклу. В хозяйстве 30 дойных коров, более 300 овец, сотни кур и
уток, пасека, в теплице выращивают огур-цы и помидоры. Есть у богомолок своя
пекарня, мельница, молотилка, коптильный цех, несколько тракторов и
сельхоз-машин. Местные сельхозкооперативы уступают по оснащенности техникой
монастырю и едва держатся на плаву, балан-сируя на кредитах, ссудах и
лизингах. А жительницы обители тем временем уже завоевывают местный рынок.
Излишки своей продукции — копчёных кур и уток, молоко, яйца — они продают на
базаре в райцентре. У прилавка, за которым торгуют женщины в чёрном,
выстраивается длинная очередь.
Монастырский доход растёт, а вместе с ним растет и влияние. Местные мужики
по утрам приходят наниматься на ра-боту в монастырь. Газификация села
проводилась при участии монастыря. Церковь также помогала строительству
новой школы, поэтому участие монашек в образовательном процессе местных
жителей уже давно не удивляет.
С мечтой о пострижении в монахини живут все девочки. Ни одна из воспитанниц
так и не покинула стен монастыря.
Лилии Ивановой 15 лет. Она в прошлом году окончила школу, выигрывала
районные олимпиады по химии, но идти учиться дальше отказалась. Так же, как
Ирина Савоськина, она решила остаться в обители. Теперь Лиля помогает
млад-шим воспитанникам познавать православные истины : "Здесь я чувствую
себя нужной. А что я буду делать там ? " — говорит она.
Другой мир для девчонок начинается сразу за стенами монастыря. Хотя
Покров-Селищинская школа и старается жить по православным канонам,
воспитанницы знают, что сильно отличаются от своих сверстниц. Они не слушают
современную музыку, не смотрят сериалы, не следят за модой. Брюки и
мини-юбки для них под запретом. А поход на танцы — грех.
"Нас и не тянет на дискотеку, — говорит Ирина Савоськина. — Там срам один и
шум. От танцев толка нет, лучше помо-литься поусерднее и поработать для
процветания обители".
Г.
Петелин.
Напечатано :
журнал "Русский курьер",
2006 г. |