На фронте учёбы, на фронте книг
|
|
И. Елисеев. Фото 2005 г. |
Если в первые годы войны учителя больше настраивали нас на помощь фронту, на го-товность заменить погибших защитников Родины, то, начиная с конца 1943 года и особенно в 1944-1945 годы, мы уже начинали понимать, что нас готовят для восстановления раз-рушенных городов и сел, для дальнейшего рывка вперед. Это было заметно по повышению требовательности. Так, в 3-м классе наша учительница Прасковья Дмитриевна Шеюхина оставила нас после уроков не для читки присылаемых брошюр о подвигах защитников Ро-дины, а для ознакомления с «Правилами для учащихся», которые повлияли на наше отно-шение к учебе, на наше поведение в школе и вне школы. Вскоре Вера Пантелеевна Ермолаева, которая заменяла П. Д. Шеюхину, сообщила еще одну новость : вводится пятибальная система оценок знаний и поведения. До этого были словес-ные оценки : отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Нам, ученикам, они были плохо понятны, а нашим учителям выставлять их было настоящим мученьем. Во-первых, они не «лезли» в клеточку в классном журнале. Помню, как Тамара Петровна в 1-м классе выставляла нам в журнале : отл., хор., поср., пл., оч. плох. А в тетрадях она обязана бы- |
ла писать оценки полностью, оценка «посредственно» занимала почти всю строчку, а нас в 1-м классе было около 30 человек. Вскоре появились еще новшества : введение в выпускных классах экзаменов по основным предметам и учреждение для окончивших среднюю школу при отличных успехах и поведении золотых и серебряных медалей. Выпускными классами были 4-е, 7-е и 10-е. Так что в победном 1945 году мы, четвероклассники, держали в своей жизни первые экзамены. Это и пугало, конечно, но и возвеличивало : как же —- мы уже «взрослые», с нас спрос как с больших. Для тех, кто заменил отцов на трудовом фронте или по каким-то другим причинам не смогли получить среднее образование, были открыты вечерние школы для рабочей и сельской молодежи. После занятий наряду с коллективным чтением рассказов и очерков о героях войны стали читать очерки об отличниках учебы. Помню, на меня произвела сильнейшее впечатление статья в Ширингушской газете «Колхозонь эряф» («Колхозная жизнь») об ударнице учебы из Горенской семилетней школы. Фамилию и имя забыл, но помню, как после этого дал себе слово учиться лучше и пойти учиться дальше. Правда, отличником в школе не стал, так как лишь в 6 классе с помощью директора школы А. С. Рыбина освободился от пастушества. Но "хорошистом" стал прочным, что дало возможность успешно сдать экзамены в Зубово-Полянское педучилище. Только когда сам стал преподавателем, узнал,что к концу войны, а именно, в декабре 1944 года большая группа учителей страны получила высокие правительственные награды. Среди них Беляева Лидия Николаевна (Ширингушская средняя школа), награжденная орденом Трудового Красного знамени, Мишина Мария Евсевьевна (директор Вадово-Селищенской 7-летней школы), получившая медаль «За трудовую доблесть» и Бареева Анна Георгиевна из Горенки, получившая медаль «За трудовое отличие». Ширингушская средняя школа в годы войны была центром методической работы в районе и республике, о чем хорошо рассказано в книге Н. В. Талдина «Очерки истории мордовской школы». Так что орден попал именно в эту школу по заслугам. Кстати, нарисованный портрет орденоносца находится в краеведческом музее школы. Мы не только восстановили страну всего за три года (нам из-за бугра пророчили десятки лет для этого), но и оказались первыми в космосе. А в стране ежегодно строились новые города, да какие : Тольятти, Набережные Челны, Сургут, Братск... Энергично начали выполнять совет великого сына земли русской М. В. Ломоносова об овладении богатствами Сибири. Всему начало — победный 1945-й год. И. Елисеев Напечатано : Районная газета "Время и жизнь", 12 февраля 2005 г. |
На страницу Зубово-Полянский район в годы войны |