Просека, по
которой была проложена железная дорога, ведшая в лагеря
Дубравлага.
Фото Н. Наратова, 2007 г. |
Однажды автору этих строк пришлось прока-титься
на поезде, который шёл вглубь лагерной империи Дубравлага...
Поезд, который вёл потьминский машинист, был необычный — он ходил по
железнодорожной вет-ке, которая шла из Потьмы на север, к Теньгу-шеву,
и которая проходила мимо всех лагерей Дубравлага. Сначала это была
узкоколейка, ко-торую позже расширили и сделали обычной ко-леёй. Эта дорога была построена специально для перевозки заключённых и
обслуживающего их персонала. Вернее, её построили для перевозки леса и
дров, который первые заключённые в конце 1920-х годов должны были
отправлять в Москву (значительная часть леса шла, как мож-но было бы
подумать, не на строительные нуж-ды столицы, а на экспорт — Советская
власть нуждалась в валюте). И лагеря появились здесь для промышленной
разработки леса, они были построены относительно недалеко от столицы,
но в довольно глухих лесных и болотистых мес-тах, где никогда ранее не было хороших дорог, |
только обычные российские,
лесные, с рытвинами и колдобинами, непроезжие добрую половину года.
И тогда на Потьме появилась станция Потьма-2. От неё, по построенной
самими же заключёнными дороге, один-два раза в сутки ходил небольшой
поезд с тремя-четырьмя вагонами, по крайней мере один из которых был
специальным вагоном для перевозки заключённых. Вероятно, вагоны в
первоначальном варианте этого поезда были товарными, но приспособленными
под перевозку людей, отапливаемыми примитивными самодельными железными
печками-"буржуйками", отчего эти поезда получили название "теплушек" —
это название за поездом сохранилось и позже, хотя вагоны были уже
обычными...
...Дело происходило году в 58-59. Одна из моих тёть решила навестить
свою сестру, которая с семьёй года два жила в Сос-новке, одном из
поселений лагерной зоны — её муж работал там мастером на
торфоразработках. Тётя вместе со своими детьми взяла с собой и двух-трёх
своих племянников, которые только что освободились кто от своего
первого, а кто от второго года школь-ного томления и вкушали благодать
летних каникул. Поездка для них была настоящим приключением, и
впечатления от неё сохранились на всю жизнь.
Ранним июньским утром вся шумная компания сошла на Потьме с проходящего
пассажирского поезда и, перешагивая железно-дорожные пути, направилась к
находящейся метрах в пятистах станции Потьма-2. Название "станция" было довольно услов-ным : это был стоявший около узкоколейки обыкновенный
барак, оштукатуренный и побелённый, с кривыми покосившимися оконцами.
Билеты продавались в одном из них, зарешёченном, над которым висели
дощечка с надписью чёрными буквами "Касса" и небольшая таблица со
стоимостью проезда.
К удивлению некоторых из взрослых, которые направлялись в поездку в
первый раз, в кассе спрашивали не только деньги, но и паспорт — вход и
въезд в особую лагерную зону был ограничен, нужно было объяснять его
причину. Но особое удивление вызвала также и необходимость пройти
карантин — помывку в бане, которая находилась в этом же бараке и вход в
которую также был отмечен стандартной вывеской "Баня". Известие о бане
вызвало некоторое замешательство среди стыдливых подростков. Но бывалые
взрослые, хорошо знакомые с советской действительностью, в которой
правила писались не всегда для того, чтобы их выполнять, а "для
порядка", отнеслись к карантину философски : приобретя, как и
полагается, 15-копе-ечные входные билеты в баню — в той же кассе, что и
проездные билеты, — они тотчас же, под одобрительным взглядом кассира,
продавшего билеты, выбросили их. Детей также озадачил тот факт, что на
двери бани висел замок, и никто, кажется, не собирался его снимать и
открывать баню для тех, кто оказался бы настолько пунктуальным, что
захотел бы следовать всем инструкциям и пожелал бы "пройти карантин".
Баня, похоже, вообще не работала... Такие вот были параллельные
школьным уроки жизни советских детей, вступающих в жизнь, уроки, в
результате усвоения которых и формировалась, наверное, та са-мая
"русская душа", такая непонятная и загадочная для иностранцев...
Часов в 10 подошла "теплушка" — поезд с четырьмя вагонами. Первый выгон
был с зарешёченными окнами и туда не пуска-ли. Когда все пассажиры
поднялись в небольшие вагоны, без внутренних перегородок, похожие на
вагоны электричек, двери их закрылись, и около них снаружи появились
солдаты с оружием. Потом по вагонам прошёл проводник поезда и объявил,
что окна до отправления открывать нельзя. Пассажиры-местные жители ко
всему этому отнеслись довольно равнодушно, те же, кто ехал в поезде в
первый раз, внимали всему с любопытством и некоторой тревогой. Дети
прилипли носами к окнам, но взрослые отогнали их оттуда.
Вскоре снаружи началась какая-то суета, беготня, потом в вагоны
донеслись резкие команды. Дети не могли пропустить эти интригующие звуки
и снова бросились к окнам. Около первого вагона полукругом стояли
солдаты с автоматами, они окружали небольшую, человек в семь, группу
людей, одетых в тёплую, не по сезону, одежду, на головах у них были
фуражки, на ногах у большинства — кирзовые сапоги. В руках они держали
чемоданы. Это были заключённые, которых привели из Потьминской
пересыльной тюрьмы и сажали в арестантский вагон для перевозки в один из
лагерей Дубравлага. По команде охранника один за другим они быстро
подходили к подножке вагона, где их встречал другой охранник,
поднимались в вагон и исчезали в его глубине. Посадка длилась всего
несколько минут, потом вагон закрылся, конвойные солдаты построились и
зашагали в сто-рону посёлка. Паровоз дал гудок, и поезд отправился.
Вся дорога от Потьмы до конечной остановки составляла километров 80.
Обычный поезд преодолевает это расстояние часа за полтора, а то и
быстрее, но этот шёл несколько часов — скорость его
порой не превышала скорости движения пешехода. Же-лезнодорожные рельсы
были положены на шпалы, из-под которых земля местами была вымыта потоками воды, кое-где про-гнившие шпалы вообще отсутствовали, и на
таких участках, хорошо знакомых машинистам, поезд замедлял ход и едва
тащил-ся. Поскрипывая, старые вагоны медленно катились по прогибавшимся
рельсам через лесные чащи. Глаза манили крупные, ярко-красные ягоды
поспевающей земляники, росшей на земляных отвалах вдоль всего пути.
Нашлось несколько смельчаков-парней, которые перешли во второй вагон,
потом на ходу соскочили с подножки вагона, собрали земляничный пучок с
круп-ными ягодами и под одобрительно-подбадривающие крики остальных пассажиров успели вскочить в открытую дверь послед-него вагона.
Пассажирами поезда были, в основном, жители северной части района,
ездившие по своей делам в райцентр, и несколько воен-нослужащих.
Особняком держались пассажиры с грустными лицами и чемоданами и
котомками в руках, не принимавшие участия в разговорах и общем галдёже —
родственники заключённых, которые ехали на свидание с ними.
Через каждые пять-семь километров поезд въезжал в зону очередного
лагеря, стоявшего около поселения. От дороги до колю-чей проволоки с
вышками часовых, окружающей по всему периметру лагерь, было не больше
40-50 метров. В лагерной жизни почти нет разнообразия, и проезд поезда
был небольшим событием. Как только он равнялся с бараками, всё население
лагеря высыпало наружу, зэки стояли около бараков, залезали на штабеля
досок, брёвен... Несколько десятков, а то и сотен людей с жадным
любопытством вглядывались в окна вагонов. Что они хотели увидеть ?
Стройную женскую фигуру ? Лицо знакомого конвоира ? А может быть,
родного человека ? И то, и другое, и третье... Это было и хоть каким-то
развлечением, и удовлетво-рением естественного человеческого
любопытства. Люди с обеих сторон смотрели друг на друга...
Порой из-за колючей проволоки слышались крики, свист, кое-кто из
заключённых выражал свои эмоции неприличными жес-тами... Дети испытали
самое настоящее потрясение, когда поезд проезжал мимо лагеря, в котором
находились одни женщины. Несмотря на свой нежный возраст, им уже
доводилось видеть безобразное пьяное мужское поведение, и не в лагере, а
у себя в посёлке, и сейчас, притихнув, с изумлением и испугом они
глядели на то, как женщины — и не пьяные, а трезвые ! — вели себя так
же, как и мужчины : те же крики, те же жесты... Юным путешественникам
открылась ещё одна сторона жизни.
...В начале 1980-х годов параллельно этой дороге была построена
асфальтированная дорога, но Дубравлаговская дорога с раз-ной степенью
интенсивности продолжала функционировать. И окончательно закрылась
только где-то в 2006 году. Закрылась и Потьма-2. И от времени её работы
осталось только одно — своеобразная речевая идиома, понятная только
жителям района : "ветка" (т. е. ответвление от основного
железнодорожного пути). До сих пор так и говорят : "посёлки по ветке",
"население ветки", "работа на ветке"...
Примечание: году в 2009 в одной из республиканских газет
появилась небольшая заметка о каком-то потьминско-явасском начальнике,
который после закрытия желдороги снял с неё рельсы и продал
— скорее всего, на металлолом.
Завели дело. Бывший начальник, наверное, на какое-то время переселился в
один из лагерей, мимо которых шла дорога...
На первую страницу
На страницу
Дубравлаг и его обитатели
|