Машенька
 

Лаконичность афоризмов, считает Мария Алексеевна, прекрасный материал для развития личности.

В Ново-Выселкской общеобразовательной школе про Лидию Михайловну Демидову рассказывают до сих пор легенды. Литераторы здесь всегда были вне конкуренции среди коллег района, а вот находить изюминку и уметь пре-поднести ученикам особо только она умело. Строила уроки таким образом, что хоть после каждого районный семинар по передаче опыта собирай.

Как у Лидии Михайловны это получалось, знала только она, однако секрета из этого не делала.

Подготовка к уроку, по ее правилам, это не только написание плана. Он всего лишь задел,  а чтобы наполнить его до краев, нужно прочувствовать, проиграть  мысленно   все  45  минут,   акцентировать  внимание  на   каждом

Мария Алексеевна Демидова. Фото из газеты.

 штрихе и найти те слова, которые бы проникли в самое сердце и остались в памяти. Те приемы, которые бы не вызывали отторжения сказанного учителем, а наоборот завораживали, влекли к гуманитарной дисциплине. Только на ее уроках на глазах учащихся, словно после трагической финальной сцены в театре, стояли слезы. Великий мастер, она могла извлечь из любого произведения моменты, полные драматизма, преподнести их и заставить сопереживать героям изучаемой эпохи всей душой. Эмоциональная страсть, несдерживаемая учителем, выливалась в такие чудесные порывы. Искренние и неповтори-мые.

Лаконичность, отточенность каждого слова, трудолюбие и постоянный поиск своего в общей методике перешли по генам до-чери. По словам матери, Машенька превзошла своего учителя, вызывая ее нескрываемую гордость.

Сегодня их дни с утра до позднего вечера объединяет одно: школьная тематика. Она не иссякает, а лишь отступает на время, когда обе женщины погружаются в мир книг. Их в доме столько, что потеснили всю мебель.

Уменьшительно-ласкательное имя Машенька привилось дочери с самого рождения. Как произнесла его Лидия Михайловна, так ни у кого и сомнения не возникло в более приемлемом варианте. Шли годы, а Мария Алексеевна Демидова в семейном кругу, среди соседей и знакомых так и осталась Машенькой. Учащиеся, придерживающиеся дистанции в школе, дома напрочь забывали об отчестве любимой учительницы. Одним словом, прикипело имя и, как оказалось, к хорошей душе, иначе бы давно носила она в ребячьей среде прозвище   за ними не заржавеет.

Мария Алексеевна довольно спокойно относится к подобным метаморфозам, ибо не имя делает человека. Сегодня она само-утвердившаяся личность, давно покинувшая страну детства. Не доверяет ни похвале, ни ругани, считая себя всего лишь наследницей традиций семьи. Это не приносит больших денег, но работает на будущее когда ученики берут большие вы-соты. А потому живет и творит Демидова с размахом, без оглядки, считая себя серьезным педагогом в том смысле, что по-иному не воспринимает свое предназначение на земле.

Была мечта поступить на юридический факультет университета, и для этого были серьёзные основания отличный аттестат и преклонение перед профессией. Родители сумели переубедить, и Мария Алексеевна, как и ее сестры, ступила на учитель-скую стезю. На радость Лидии Михайловны. Не известно, какой из нее получился бы адвокат или прокурор, а сегодня она по праву в числе лучших из лучших преподавателей района, участвует в различных республиканских конкурсах, ее приглашают в местные вузы для обмена опытом.

Но ничто не изменило характер, не повлияло на поведение, словно все, что происходит вокруг ее имени, касается кого-то дру-гого.

Я не думаю, что мои уроки лучше других, заявляет Мария Алексеевна, просто они другие. Сумела найти свой ключик к детям, но и им пользоваться нужно осторожно. Не опускаться до учащихся, изображая ровесницу, но и не подниматься над ними, быть высокомерной, недоступной, а приподнимать их до себя.

В арсенале Демидовой, однако, много средств достижения целей в учебно-воспитательном процессе. От матери унаследовала то старое в педагогике, что, несомненно, вписалось в нынешние методики. Внесла свое, наработанное годами, усовершенство-вала, и «гибрид» позволяет давать знания не только школьные, но и академические.

Написанным в учебнике литературы пользуется отчасти, потому что на каждом уроке ставит для себя сверхзадачу: сельский ученик имеет равное право с городским знать не меньше, разбираться в направлениях литературы, читать и вне про-граммы...

Словом, у Демидовой тексты произведений ученики по диагонали не просматривают. Вмиг поймёт, но наказания не последует. Да, речь идет об индивидуальном подходе к каждому, в зависимости от его способностей и возможностей. В конце концов, та-ким образом заставить работать, иметь определенный багаж знаний.

Этой же цели подчинено и другое действо. На всех тех, кого она обучает, заведена «черная» тетрадь. Оценки в этом журнале отсутствуют, но пометки дают полный анализ слабых и сильных мест в подготовке учащихся. На них и акцентирует свое вни-мание Мария Алексеевна, добиваясь таки усвоения учебного материала. В классе должны работать все, а поскольку литерату-ра предполагает творчество, то жесткая дисциплина отнюдь не союзник в этом процессе.

Спокойно, без эмоций урок литературы вести нельзя, — твердо убеждена Мария Алексеевна. Спорим, выясняем, устра-няем противоречия всё, что угодно происходит, но под моим контролем. От меня должно исходить начало, направление мысли, каждое слово нужно тщательно продумать, не упуская ключевого момента из вида. Тогда цель будет достигнута.

Каждое утро рабочая сумка Демидовой «набирает» такой вес, что её трудно даже передвигать с места на место. Благо путь близкий до школы, но расстояние и куда больше не повлияло бы на содержимое. В каждой из книг закладка, пометка тем, на чём она считает остановиться особо. Урок на одном интересе к предмету, говорит Демидова, несостоятелен. Тонкая связь рис-кует в любое время порваться, план нужно насытить таким образом, чтобы учеников держать в творческом напряжении все 45 минут.

Мария Алексеевна даже свои математические наклонности использует при подготовке к урокам. Точный расчет во всем, хотя порой коррективы могут внести сами дети. И тогда, не таясь и не скрывая, если такая ситуация имеет место быть, она прямо говорит : мол, спрошу у мамы.

Выходить из замкнутого круга Лидия Михайловна помогала дочери уже не раз. Своим рассуждениям вмиг найдет подтверж-дение в книгах : помнит по сей день, где, что, как, о ком написано. А методическая литература вся испещрена заметками на по-лях. И рабочий стол Мария Алексеевна установила в доме так, чтобы все было под рукой. Не может она обойтись без книг, не может не дать ученикам то, что знает, и то, что, считает обязательным для их развития.

— Посадить учителя в лужу ученику проще простого, — посмеивается Демидова. — С достоинством выйти из тупика — вот задача задач. И педагогическая, и моральная. Строю стратегию по совету мамы, да и собственный опыт уже позволяет апелли-ровать.

Несколько лет подряд её ученики участвуют в республиканских конкурсах и становятся лауреатами в разных номинациях. Это веский аргумент ко всему сказанному выше о той атмосфере творчества и созидания, которая почти всегда сопутствует успеху.

И свет в окне домашнего кабинета Марии Алексеевны далеко заполночь свидетельствует тоже об одном — ответственности за дело, которое избрала. Минимум знаний, который заложен в плане, обязательно, по ее мнению, должен достичь максималь-ной планки. Преобладание методической литературы с последними инновационными разработками тому помощники. Одни, как Демидова, применяют тут же все новшества, другие, едва перелистав страницы, возвращают книги на полки. В рамках программы знания дают — и хватит, все, что свыше, мол, в вузах доберут. Стыдом и позором такая позиция считается в семье Демидовых, и никак не иначе.

Не сказать о востребованности Марии Алексеевны работниками роо, значит опустить еще одну важную часть ее жизни. И в аттестационных комиссиях работает, и в конкурсе «Учитель года» участвовала, и в ... Такие люди нужны везде.

Совсем недавно Мария Алексеевна стала вести и уроки информатики, но прежде собрала все деньги, что были в доме, и купи-ла личный компьютер.

— Не знала, насколько увлекательный процесс, — признается она. Самостоятельно научилась, после чего согласилась препо-давать. Какой объем информации теперь получаю, — захлебываясь от восторга, говорит Мария Алексеевна. — Мне бы рань-ше иметь доступ к Интернету !

Ее глаза, большие и лучистые, горели при этом от предвкушения чего-то фантастического и ранее неведомого.

Подрастающий сын Матвей тоже увлечен компьютером, пока, правда, больше для досуга, но Мария Алексеевна и не настаи-вает особо на постоянном бдении. Все пробелы в образовании сына она также восполняет с помощью учетной тетради.

Вот и гадай, как уложиться в часы суток, чтобы на все тебя хватило. Но так уж построила Демидова свою жизнь, что ничто ей не в тягость. Увлеченная, целеустремленная личность постоянно требует подпитки. Казалось бы, есть признание, есть любовь детей, пора и поблажку себе сделать хоть в чем-то.

Интеллигентное нутро, однако, рьяно сопротивляется такому укладу бытия. Гореть, а не тлеть призвана Богом она на этой земле. Нести свет и добро души другим. Быть полезной, а не незаменимой второе Мария Алексеевна не приемлет, считая, что всегда найдется человек, который сделает что-то лучше тебя.

Работа не по стандарту, благожелательность, применение в обучении прогрессивной системы оценки знаний, постоянный ис-следовательский процесс, наконец, талант присущи в полной мере Марии Алексеевне, чего не отрицают ни руководство шко-лы, ни коллеги, ни ученики сегодняшние и бывшие.

Демидова всегда в окружении своих подопечных им с ней интересно, выпускники при каждом удобном случае спешат на-вестить Машеньку, которая выслушает, даст совет, укажет верный путь решения проблем, поможет в преодолении труднос-тей. Да о чем угодно ведут беседу, поскольку эрудированность вкупе с интеллигентностью и тактом позволяет ей обсуждать с молодыми широкий спектр жизненных тем, направляя их по нужному руслу. Наставница не давит своим профессионализмом, ежедневно давая мастер-классы учащимся, просто иной путь общения ею неприемлем. А отсюда и успех. Результаты, которы-ми Мария Алексеевна может по праву гордиться. Как и необычным для педагога ласковым и красивым именем Машенька. Многие ли из учителей удостоились такого триумфа ?

Л. Ширикова. Фото С. Шевченко.
Районная газета "Время и жизнь",
27 мая 2006 г.

На первую страницу

На страницу Из века в век

Hosted by uCoz