МОЛЕНИЯ ПАЗУ

Дни летят — как стаи птиц несутся,
Месяцы — как кони быстро мчатся,
Годы — как стада коров плетутся,
Как моря — века лениво дремлют ...
Снова Паз сошел с небес на землю,
И опять к нему явились люди.
Говорит им Инешкай с любовью,
Думы свои добрые являет :
— Вы меня послушайте, родные,
Слово моё каждое услышьте.
Что вы попросили, то вам дал я,
Сделал всё по вашему желанью :
Я послал на Мастор Мастораву,
Я послал на пашни Нороваву,
Я послал на небеса Вармаву,
Я послал в бескрайний лес Виряву,
Я послал в селения Ведяву,
Я послал во все дома Кудаву,
А в дворы направил Кардаз-Сярко.
Пусть теперь богине каждой будет,
Как и мне, особое моленье;
Пусть теперь богине каждой будет,
Как и мне, от вас почет особый.
Как меня, эрзяне, вы боитесь,
Так и их всегда, мокшане, бойтесь.
Для богини каждой, как велю я,
День установите для моленья.
В честь её сварите брагу, пуре,
Жирных уток и овец зарежьте.
Если вы исполните завет мой,
Будете так делать, как велю я,
Станет хлеб ваш каждый год родиться,
Станет постоянно скот плодиться,
Станут детородны ваши жены,
Станут плодородны ваши пашни.
Если не исполните завет мой,
Позабудете мои наказы,
Ваша жизнь тогда несчастной будет,
Не увидите в домах достатка.
Перестанет хлеб в полях родиться,
Жены вам детей рожать не станут.
Поняли Инешкипаза люди
И на ум его заветы взяли.
Как один они заговорили,
Благодарные слова сказали :
— О Инешкайпаз, ты наш создатель !
О Инешкайпаз, ты наш родитель !
Что нам повелел, всё то исполним,
Слов твоих вовек не позабудем.
Будем всем богам своим молиться.
Как тебе, им станем поклоняться,
Мольбища устраивать им станем.
Как весенний теплый день наступит,
И растает зимний снег под солнцем,
И вокруг зазеленеет Мастор,
Соберут эрзяне свои сохи
И о севе думают мокшане.
Перед севом каждый год весною
Старики устраивали праздник,
Всё село собрав, молились Пазу.
Если в срок бросать на пашню семя
И просить благословенья время,
Назначали день они для озкса. *
Все дома тогда варили позу. *
Тот, кто пчел имел, готовил пуре.
Каждый род в своем молился доме.
В доме том гуляли, пили, ели.
Угощал людей хозяин дома.
Хлеб и соль он клал на стол вначале,
После наливал в бочонок позу.
А потом брал ковш, что был всех больше,
И ту позу разливал по чашкам.
До краев все чашки наполнялись,
Чтобы круглый год богато жили.
После зажигал свечу хозяин,
И все люди руки воздымали
И, воздев их вверх, молились Пазу,
Кланялись любимой Мастораве.
Что они просили у Инешки ?
Для чего молились Мастораве ?
Тихого дождя они просили,
Солнечных и теплых дней желали,
Чтоб трава росла, плодились звери.
Как они заканчивали озкс свой
И свечу тушили — светлый штатол, *
Начинали позу пить и пуре,
Ели хлеб и соль, плясали, пели.
— Ой ты, Норов, Норов, Норовава !
Ой ты, Норовава, мать родная!
Много ты людей поишь и кормишь,
Много добрых слов от них ты слышишь.
Не со зла-обиды, Норовава,
Имя твоё вспомнили на озксе.
Наши голоса услышь, мы просим,
И слова сердечные послушай.
Не от худа на устах ты наших,
Не от горя нам на ум приходишь.
Ой ты, Норовава, мать родная,
С синими красивыми глазами,
На моленье наше посмотри-ка,
Поклонись-ка ты Инешкайпазу,
Попроси для нас хороших всходов,
На взошедший хлеб — дождя побольше,
А для нас самих проси здоровья,
А еще проси для нас ты счастья ...
После сева озксы продолжались.
Много их на Мастере творилось.
Первым был озкс стариков почтенных.
Перед ним село сход собирало,
Чтоб избрать семь стариков — озкс-атей *
Эти старики варили позу,
Резали быка к моляну-озксу.
Бычьи кости в балку относили,
Там заваливали их камнями
И для Кардаз-Сярко оставляли,
Божеству всего села родного.
Вдоволь позы наварив и пуре
И быка сварив, средь старцев старший
Посылал людей звать на моленье,
Приглашать на озкс их, на собранье.
Назначали день его заране
И потом уж больше не меняли.
Старики, что знали близко Паза,
Строго все обряды соблюдали.
Всем селом народ шел на моленье.
Хлеб и соль везли с собой в телегах.
Как до места озкса доходили,
Расставляли в ряд свои припасы
И двух мудрых старцев выбирали,
Что всех лучше знали Инепаза.
Эти старики озкс начинали,
Руки вверх воздев, молились небу.
Люди все вставали на колени,
А они озкс проводили стоя.
Полотенца белые взяв в руки,
Шли они гуськом вдоль ряда чашек,
Полотенцами к ним прикасаясь.
Долго по рядам они ходили
И молитвы Пазу говорили :
— Ты, Инешкайпаз, отец-кормилец,
Посмотри на озкс наш и на жертвы
И услышь слова, что говорим мы.
Долго ждал ты, Паз, подарки наши,
А теперь прими — мы принесли их.
Ты возьмешь их хлебом, солью, пуре,
А вернешь богатым урожаем.
Обойдя ряды, озкс-ати людям
Свои чашки в руки брать велели
И, усевшись по родам отдельно,
Начинать еду-питьё просили.
Тихо они пили, молча ели.
На моленье этом не плясали,
Песен никаких не распевали.
Выпив позу, пуре и съев мясо,
Снова люди вместе собирались.
Два жреца тут палочки две брали.
Друг о друга их руками терли,
Чтоб возжечь живой огонь для озкса.
Через тот огонь скот прогоняли —
Лошадей, коров, овец — всё стадо.
Так заканчивался озкс — моленье.
Люди вновь садились на телеги
И в село обратно возвращались.
После наступает бабий праздник —
Бабий озкс, день доброй бабьей каши.
Все старухи вместе соберутся
И, собравшись, изберут двух бабок —
Вдовых двух старух — любимиц Паза.
Эти вдовы обойдут деревню,
По дворам пройдут — кур, яйца просят.
Соберут яиц и кур в достатке.
Испекут затем они лепешки
И покрасят яйца, что собрали.
Уходя на озкс, с собою вместе
Старика возьмут, чтоб кур зарезал.
В лес большой они идут молиться,
Где, как небо, озеро синеет.
Там, у озера, молян проходит.
Кур зарежут, сварят суп, из теста
Сделают галушки, в суп положат.
Суп в большом котле сварив, старухи
Кланяться начнут Инешкайпазу.
Молятся они все на коленях.
Две старухи вверх возденут руки
И, воздев их, обратятся к Пазу.
Молятся они ему вначале,
А затем уже другим богам всем.
Как они моление закончат,
Станут есть и пить, творя обряд свой.
Пьют все и едят до насыщенья.
Как насытятся, есть перестанут,
Снова в одном месте соберутся.
Яйца все не смогут съесть — их много,
Потому их делят меж собою.
Делят они, делят — не поделят.
Делят — не поделят — разбранятся.
Старичок, что с ними, их помирит,
Яйца между ними он поделит.
Как поделит старичок тот яйца,
Выйдут в поле из лесу старухи
И начнут гоняться за сверчками.
Пояса свои они развяжут,
Волосы на головах распустят,
Платья выше пояса поднимут
И по межам бегают, шныряют,
Голозадые, сверчков пугают,
Издают неистовые вопли —
Так что пена из их ртов выходит.
Как у них отяжелеют ноги,
Снова они вместе соберутся
И пойдут домой, собой довольны.

Много было их — молений-озксов.
Обо всех о них и не расскажешь.
Рассказать о всех ума не хватит,
Слов необходимых недостанет.
Семьдесят и семь у древних озксов.
Семи дней, наверное, не хватит,
Чтоб о всех о них порассказать нам.
 

Озкс — моление. Поза — квас. Штатол — свеча. Озкс-атя — жрец.

Мордовский фольклор

На первую страницу

Hosted by uCoz