На "старый" Новый Год

На эту страницу помещен аудиофайл

Фото 2006 г., январь, Зубова Поляна.

Этого вы не увидите нигде ! Так, как празднуют "старый" Новый Год в Зубово-Полянском районе, его не празднуют нигде (подобного нет и в восточной части Мордовии, где проживают мордвины-эрзя — если я не прав, поправьте меня). Причина — в языческих традициях мордвинов-мокшан. Когда-то, смешав старинные языческие традиции с праздником, введённым в России Петром I, получили нечто необычное — гуляния с ряжением, сопровождающие проводы старого года и встречу нового по старому стилю. В советское время это считалось глупым "пережитком" прошлого, и в 1930-80 годах ряженых можно было увидеть только в мордовских деревнях — в райцентре об этом только рассказывали. Но в 1980-х годах традиция вырвалась из коммунистических оков.

Это похоже на "колядки" — песни, прославляющие Христа, — которые бывают накануне Рождества (Коляда-Кре-щенская), и в которых поют про рождество Христа, а в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Но в этих мордовских колядованиях нет ничего про Христа. Это так назывемые песни-таусяи.

Вот что пишут исследователи мордовского фольклора об этих гуляниях прошлых веков : "Это песни-моления в честь бога-покровителя свиней Таунсяя (Тувонь паза, шкая). Обряды сопровождались песнями-таунсяями, которые во многом напоминают колядки.

Тавунся ! Бабушка, отвори, ноги замерзли !
Тавунся ! Куда ты, милый, ходил ?
Тавунся ! Ходил просо смотреть.
 Тавунся ! Какое, милый, просо ?
Тавунся ! С яичный желток зерно.
Тавунся ! С большой пирог колос.
Тавунся ! С оглоблю стебель.
Тавунся !  Лутушки, лутушки.
Тавунся !  Давай, бабушка, пирожок !
 

Мордовские песни-таунсяи более древнего происхождения, чем колядки, которые возникли на основе новогодних песен-таунсяев путем приурочения к рождественским дням и замены припева «таунся» словом «коляда».

К этому событию, как и на Рождество, забивали свинью. Если хозяева не могли себе позволить заколоть подряд двух животных, то они оставляли от рождественской свиньи ножки. Тувонь паза молили уберечь свиней от волков, а так-же дать как можно больше поросят : «черных и белых, каких сам любишь». В жертву божеству в хлеву оставляли сви-ные уши, ноги и хвост.

В предновогодний вечер дети совершали обход домов, исполняя таусяи. Их, как и на Рождество, одаривали. Им давали лепешки, свиные ножки, кашу. Обойдя всю деревню, дети съедали эти приношения. Остатки трапезы отда-вали обычно молодняку: телятам, поросятам, ягнятам, но не старому скоту".

А вот как эти гуляния, возродившись лет 15 назад, проходят в наши дни. В ночь с 13 на 14 января, как только стем-неет, по улицам посёлков и деревень района начинают разгуливать странные существа в немыслимых одеждах. Пе-редвигаясь от дома к дому, они заходят во дворы, стучат в двери и ... поют. Хозяева открывают двери и награждают поющих специально припасаемыми к этому дню сладостями, пирогами, пряниками, а порой и деньгами. Называётся всё это действо таỳсить. Никто не может объяснить, что означает это слово. Но все дети с измальства усваивают : "Чтоб старый год хорошо проводить — нужно сходить пòтаусить". Так мордовское слово таусяя изменилось по законам русских морфоэпических норм. Русские же, изменив слово на удобный лад, восприняли этот мордовский языческий обычай и с удовольствием участвуют в его исполнении, не понимая его сути и значения — весело, "при-кольно" да и ладно ... И теперь песня-тауся исполняется в сверхкратком варианте, это даже не песня, а своеобразная краткая рифмовка.

В эту ночь над посёлком со всех сторон несётся : "Ўси-таси, жареные гуси ....." Послушать

На предыдущую страницу    На следующую страницу

На страницу Жизнь зубовополянцев в фотографиях

На страницу Виды Зубовой Поляны

Hosted by uCoz