Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

Методика организации краеведческой работы в школе
в поселении (малом городе, посёлке)

Нижеописанная методика не охватывает всеобъемлюще всех сторон краеведческой деятельности, она описывает лишь организацию краеведческой работы. Её адресатами являются заинтересованные учителя и/или другие любители краеведения, желающие наладить краеведческую работу в своей школе или в своем поселении (малом городе) в составе группы взрослых и школьников.

При этом мы исходим из того, что :
— краеведческой работой могут заниматься учителя любого профиля
— работа эта может проходить как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности
— в составе команды могут быть не только учителя и школьники, но и все желающие (родители, журналисты …)
о содержательной стороне стороне работы написана отдельная статья
 

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ (СЕТЕВОЙ) КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

I этап

На этом этапе создаётся группа (клуб) единомышленников (или любопытствующих учащихся, которые могут стать единомышленниками). «Заманиваем» их всяческими «благами», как-то (пиар-работа) :

а) они научатся создавать веб-страницы

б) получат опыт работы по проведению интервью

в) получат опыт работы в архивах и библиотеках

г) получат опыт редактирования текстов

д) научатся проводить поиск в Интернете нужных тем (текстов, фотографий, иллюстраций, картин художни-ков и т.п.)

е) их опубликованные в Интернете материалы позволят им ссылаться на них в своих CV, показывать их друзьям и родственникам

ж) оставят о себе память грядущим поколениям (и прямым потомкам) ...

з) а также получат опыт и навыки в другой работе, имеющей отношение к краеведению (по усмотрению крае-веда-рукодителя команды)

Этот первый этап займёт какое-то время, одни отсеются, другие придут. Для обсуждения проекта (и в целом всей краеведческой работы) рекомендуем создать нечто вроде клуба (кружка), на заседаниях (2-3 заседания) которого коллективно провести обсуждение проекта : узнать, кого что интересует, кто что уже читал, кого привлечь, кто может оказать содействие и т.п. Не следует затягивать этот этап, иначе все так и закончится раз-говорами. Но, с другой стороны, этот этап необходим для выработки общей стратегии и тактики. Да и школь-ники будут учиться дискутировать, отстаивать своё мнение, уважать чужое ...

II этап.

Этот этап посвящён распределению обязанностей.

а) подбираем-завлекаем-увлекаем тех, кто будет отвечать за Интернет — ведь проект сетевой, всё будет выкладываться в Интернет. Это должны быть те, кто уже умеет создавать веб-страницы и сайты. Они будут должны оформлять и выкладывать в сеть найденные материалы. Они же должны понемногу учить всех участников создавать веб-страницы.

б) формируем группу, которая займётся поиском материалов (разных, желательно всех, что уже имеются) о вашем поселении (городе) в сети Интернет. Наверное, в неё войдут те, кто имеет возможность пользоваться Интернет (из дома, с работы родителей и т.д.). При необходимости обучаем их пользованию поисковыми сайтами и способами сохранения найденного на диске и/или на дискетах. Этот найденный материал совместно со всеми членами клуба просматриваем на заседаниях клуба — все должны знать о работе всех (чтобы не повторяться, чтобы работа носила совместный коллективный характер)

в) формируем группу (группы) тех, кто займётся библиотекой. Если это областной город или город со старыми библиотечными фондами, то нужно будет отправиться и туда. Каким-то образом нужно заинтересовать библиотекарей, чтобы они позволили сканировать интересный материалы, может быть даже давать от-дельные старые газеты на дом или в школу для сканирования. Или найти возможность сканировать в биб-лиотечном зале. Мне, например, пришлось в своё время приезжать со сканером и ноутбуком в московский "Мемориал" для сканирования отдельных страниц из книг, которые мне не хотели выдать на дом.

г) формируем группу (группы) "устных интервьюеров". Они должны быть направлены к пожилым людям, ко-торые помнят и могут рассказать о событиях вашего поселения, отстоящих от наших дней на 50 и более лет. Некоторые и в очень преклонном возрасте всё хорошо помнят и иногда неплохо могут рассказать. Список этих людей нужно составить заранее и планомерно их обойти, некоторых посетить даже не один раз.

Тут, правда, возникает проблема записей. Как записывать ? Что спрашивать ? Записывать лучше на компью-тер или цифровой диктофон, не менее 2х-3-х часов. А лучше и больше. Опыт показывает, что на обычный магнитофон много не запишешь — много пленки надо, это дорого. Пленки стираются, пропадают, хранить их бесполезно — через несколько лет все ленточные магнитофоны выйдут из строя и воспроизвести записанное и прослушать будет не на чем.

Итак, записываем всё на цифровой диктофон или на компьютер. Почему на цифровой ? Потому что не всегда есть возможность сразу же перевести аудиозапись в стенограмму, иногда к ней приходится возвращаться даже через год. Можно даже представить, что к этим файлам придётся обратиться через 5-10 и более лет. В цифре всё сохранится. На обычных плёнках — нет.

Если у вас нет диктофона, используйте компьютер. Устройте в школе комнатку, куда и будете приглашать интервьюируемых. Или с себе домой. С ноутбуком или диктофоном всё облегчается. Вот простая и удобная программа аудиозаписи (в "облегченном" бесплатном варианте) СoolEdit.

Установите её на свой компьютер, она позволяет вести запись неограниченно долго, вырезать отдельные куски и т.п. Но есть и другие программы. Рекомендуем делать 30-минутные файлы.

И следует поучиться расспрашивать. Беседу нужно вести так, чтобы рассказчик раскрепостился и "открыл-ся". Чтобы он увидел действительную заинтересованность в его жизни, в событиях, которым он был свиде-телем или в которых непосредственно принимал участие. Это не так легко, поэтому первоначально школь-ники должны присутствовать при интервью, которые берёт взрослый. Хорошо бы, если бы в этом принял участие журналист ...

III этап.

Это этап промоушена (рекламы, пропаганды проекта)
и наступает он спустя некоторое время после того, как реально приступили к работе над проектом (созданы все группы, и они приступили к работе). Конечно, он нужен тогда, когда очевидно, что работа пошла. Если его поставить первым, то может получиться по пого-ворке — "прокукарекал, а там хоть солнце не вставай". Люди ведь не очень верят — и правильно делают — просто декларациям. Если же работа уже пошла, то те, на кого будет направлен промоушен (бизнесмены, орга-ны власти, журналисты, вообще широкая общественность), откликнутся, увидев реальные результаты уже про-деланной работы.

Зачем вообще привлекать общественность ? Действительно, можно и не привлекать, можно обходиться собст-венными силами. Но если к вашему проекту будут привлечены дополнительные силы и возможности местно-го сообщества, то и ваши возможности увеличатся.

Итак, создаём группу (или ответственных) промоушена. Эта группа (из тех учеников, которые готовят себя, например, в журналисты, в пиарщики и т. п.), обращается в редакции газет/телевидения со своими замет-ками—статьями—рассказами о краеведческом проекте, просит откликнуться с воспоминаниями ветеранов, людей с интересными судьбами и т. п.; обращается к бизнесменам—возможным спонсорам, которые могли бы подарить цифровые диктофоны—фотоаппараты—призы; регулярно описывает продвижение проекта и т. п. Эта группа создаёт свою страничку на проекте и ведёт её вроде дневника—летописи проекта, отмечая все его этапы, казусы, достижения и т.п.

IV этап.

Строго говоря, это не этап, а, скажем, один из моментов нашей работы. Условно назовём его "Привлечение партнёров по сети-неучащихся". Речь идёт о том, что в самом начале создания вашего сайта вы помещаете на нём объявление-рассказ о проекте и приглашаете присоединиться к нему всех, кого интересует история и современность (в краеведческом аспекте) вашего поселения. Хоть и не сразу, но результаты могут превзойти ваши ожидания. Ну, или по крайней мере, соответствовать им — везде, наверное, будет по-разному. Из опыта: работая над сайтом моей малой родины, мне приходится :

а) вести просто переписку с разными людьми, которые когда-то жили в этом же районе

б) отвечать на запросы и просьбы по установлению/восстановлению утерянных родственных или дружеских связей

в) помещать на сайт фотографии, которые просят поместить (как старые, так и новые)

г) срочно собирать материал по отдельным людям или темам, на которые обращают моём внимание ("он знает то-то и то-то, но он в преклонном возрасте, поторопитесь ...")

д) вносить изменения/уточнения в уже опубликованные материалы (например, касающиеся ветеранов или погибших солдат и другие)

е) просить прислать воспоминания (фотографии) людей, которые неожиданно написали мне (некоторые из них живут совсем в других краях)

ж) просить прислать фотографии, уточнения, справки, карты и т.п.

Иногда люди сами присылают какие-то материалы (рассказы, стихотворения, фотографии, карты и т.д.), по-рой эти материалы бывают очень лаконичными, приходится высылать им детальный вопросник, а потом ре-дактировать присланный материал. Иногда приходится просто давать задания. Например, однажды написал человек, который едет на пару дней на нашу общую малую родину (этого человека я никогда не знал, даже не подозревал о его существовании), оказалось, что он регулярно читает появляющиеся на сайте материалы и вот "дозрел" до того, что предложил свои услуги. В ходе переписки выяснилось, что он — внук одной уважаемой в наших краях женщины, работавшей в годы войны главным инженером лесного предприятия, и у его родных могут быть фотографии его бабушки (которая умерла лет 30 назад) и сотрудников этого лесхоза военного пе-риода. Он попросил инструкций, что делать с фотографиями, если они найдутся, как их перефотографировать, как сканировать и т. п. Возможно, его материал через некоторое время появится на сайте.

Таким образом, этой возможностью — привлечения неучащихся к проекту — не следует пренебрегать, оно может быть очень плодотворным. На странице НОВОСТИ сайта http://zubova-poliana.narod.ru  отражены не-которые моменты такого сотрудничества с земляками или выходцами из района, некоторые из которых давно живут за тысячи километров от своей малой родины. Сетевое краеведение позволяет делать это.

Рекомендации по созданию сайта (веб-страниц), на которых будут размещены результаты работы краеведческого кружка (клуба) :

каким же образом помещать в сеть Интернет собранные краеведческие материалы (тексты, фотографии, аудио- и видеозаписи), чтобы доступ к ним получили тысячи людей со всего мира (или, по крайней мере — вашего района, города или области, а также выходцы из вашего поселения, проживающие сейчас вдали от него, т. е. те, кого больше всего интересует история вашего поселения) ? Для этого используют программы по созданию сайтов. Обычному пользователю компьютера (и тем более — только недавно приобщившемуся к Интернет) кажется, что создание сайта — нечто сверхординарное. Так, помню, в раннем детстве я думал о водителях машин. А по-взрослев и научившись водить машину, понял, что это — вещь самая что ни на есть ординарная. Точно так же дело обстоит и с созданием сайтов — научиться этому (и гораздо быстрей, чем научиться водить машину) может любой человек, а уж тем более учитель.

Так вот, программ создания сайтов существует несколько. Они продаются во всех компьютерных магазинах в отделах программного обеспечения. Но здесь мы будем говорить только об одной такой программе (наиболее оптимальной для занятых учителей), а именно — программе FrontPage. Она входит в расширенный выпуск MS Office или продается отдельно. Рекомендуем эту программу, т. к. она имеет хорошо знакомый учителям и другим пользователям интерфейс (внешний вид) текстовой программы Word и других программ MS Office. И работать с ней удобно, т. к. веб-страницы в ней создаются по принципу «вижу страницы такими, какими они и будут выглядеть в Интернете». Немаловажно, что программа проверяет тексты, написанные и по-английски, и по-русски. А вот знание специальных веб-кодов при работе в этой программе не нужно.

Иногда искушённые в вебмастеринге специалисты говорят, что FrontPage делает слишком много "лишних" так называемых тегов (кодов), что увеличивает время загрузки страниц. Отчасти, наверное, это справедливо. Но всё более увеличивающиеся пропускные возможности сетей и неограниченный временной доступ делают эти лишние доли секунд совершенно незаметными. Зато, работая в этой программе, вы сэкономите тысячи часов, необходимых для изучения более профессиональных программ, в которых работают корифеи вэбмастеринга. В конце концов нужно уметь выбрать приоритеты : можно всю жизнь мечтать о "Мерседесе", а можно уже завтра купить 12-ю "Ладу", которая довезёт вас туда, куда вам нужно, не менее успешно, чем "Мерседес".

Здесь находятся образцы сайтов, созданные в этой программе : http://www.sharepointsample.com/samplesites.htm - см. в нижней части страницы.

А по этому адресу вы найдёте советы по работе с программой FrontPage, этапы работы с ней ... http://ovt.edurm.ru/fr_page.htm 
 

Примечание : вышеописанная технология организации краеведческой работы мо-жет показаться слишком трудной для практического применения (много этапов, много целевых групп ...). И действительно, всё описанное выше является в какой-то степени идеальной системой, которую невозможно применить, например, в неболь-шой школе. Но руководитель краеведческой работы должен быть гибким и креатив-ным не только в содержательной, но и в организационной части деятельности : на практике некоторые этапы могут меняться местами, некоторые группы могут не вы-деляться отдельно и т. п. Но в целом предлагаемая методика облегчит организацию краеведческой работы : она появилась в результате не умозрительных размышлений, а многолетней практической работы. И то, что может получиться в результате сле-дования этим рекомендациям, вы можете увидеть на этом сайте (http://zubova-poliana.narod.ru), который представляет собой многолетний краеведческий проект.

 

Рекомендуем также методику работы по сбору мемуаров ве-теранов Великой Отечественной вой-ны (очень важная, может быть, самая важная в настоящее время краеведческая тема — ветераны так быстро уходят от нас, нужно успеть собрать их опыт ... )

И будем рады, если и вы поделитесь с нами вашими советами и опытом. Присоединяйтесь к сообществу учителей-краеведов.

Успехов.
Оленин Сергей Дмитриевич
olenine@mail.ru

На первую страницу

Hosted by uCoz