Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Древне-
мордовcкая
легенда
о сотворении
мира

Прапредки
мордовcкого
народа

I-IV века :
появление
древнемордовских
племён

Мордовия
в IV-IX веках :
времена Тюшти

Мордовия
в XI-XII веках :
лавирование между
войной и миром

Мордовия
в XII-XIII веках :
инязор Пургас воюет
за Нижний Новгород

и сопротивляется
монголам

Мордовия
в XI
I-XIII веках :
инязор Пуреш воюет

с русскими и половцами
и покоряется монголам

Мордовия
в XI
V векe :
инязор Алабуга
воюет с Русью

Мордовия
в XI
V-XVI веках :
вхождение в состав
России

Мордовия
в XVI веке :
мордва участвует
в завоевании

Казанского
ханства

Мордовия
в
XVII веке :
князь Баюш
громит степняков

Мордовия
в XVII веке :
мордовские воины
помогают Минину и
Пожарскому

Мордовия
в XVI-XVII веках :
пограничная служба мордвы в "диком поле"

Крещение
мордвы

Краткая
история
зубовополянской
земли

 

 

МОРДОВИЯ В XVII ВЕКЕ : КНЯЗЬ БАЮШ ГРОМИТ
СТЕПНЯКОВ И ЗАЩИЩАЕТ ТЫЛЫ ОПОЛЧЕНИЯ
МИНИНА И ПОЖАРСКОГО

К. Маковский "Воззвание Минина"

Бурные события смутного времени втянули в свой круговорот и мордовскую знать. Десятилетия, про-шедшие после присоеди-нения края к Русскому го-сударству, не успели еще произвести глубоких изме-нений в местной феодаль-ной верхушке. Несмотря на то, что правительства Ива-на Грозного, Федора и Бо-риса Годунова не упуска-ли случая оторвать её от национальной среды, асси-милировать, призывая к крещению, давая поместья за пределами мордовского края и т.п., основная часть мордовских феодалов ещё крепко держалась своих ро-довых земель, старой веры и языка. Главную роль в крае играли княжеские ро-ды  Еникеевых,   Шугуро-

вых, Мокшазаровых, Еделевых, Ромодановских, Разгильдеевых и других. Всего в начале XVII века в Нижегородском, Арзамасском, Темниковском и Алатырском уездах насчитывалось более 60 мордовских князей, принадлежав-ших к 10-15 княжеским фамилиям. По своему социально-экономическому поло-жению они скорее приближались к дворянам, чем к потомкам русских удельных князей. Их политическое влияние было весьма незначительным, а оставшиеся от прошлых времен привилегии постоянно урезались. Ослабление центральной власти вновь усилило мордовских князей.

Многие из них буквально за несколько лет практически восстановили свою не-зависимость, податную систему и вооруженные дружины. Некоторые местные феодалы формально поддерживали Шуйского, большинство Лжедмитриев, фак-тически не платя оброка ни тому, ни другим, выжидая, чем кончится смута. Пер-вая крестьянская война мало затронула мордовских дворян, поскольку основные действия повстанцев происходили в окрестностях Нижнего Новгорода, где доля мордвы в общей массе помещиков давно уже была крайне незначительной. Не-которые мордовские феодалы, например, князь Мокшазаров, сотрудничали с пов-станцами, надеясь использовать народное  движение  в  своих  целях. Вновь раз-горевшаяся после подавления восстания боярская усобица, многочисленность и сравнительная слабость противоборствующих группировок усилили политичес-кое значение провинциального дворянства вообще и мордовского в частности. Мордовские мурзы и князья начинают все активнее вмешиваться в феодальные распри. В начале января 1609 года арзамасские мурзы Мустофины во главе сбор-ного войска, действуя от имени Лжедмитрия II, овладели городом Яранском, северо-западнее Казани. В местной челобитной Василию Шуйскому говори-лось: «Приходили к Еранскому городу арземасские мурзы Бибай да Тебердей Му-стофины со многими с воровскими людьми, с стрельцы, и с казаки, и с мордвою, и с чувашею, и с черемисою, и привели еранских людей ко кресту за вора, кто на-зывается князем Дмитрием

Русские бояре.
Рисунок из голландского географического атласа 1643 г.

В марте того же года дружины Брю-ша Еникеева, Еналея Шугурова, Ивана Смиленева совместно с рус-скими, марийскими и чувашскими феодалами, противниками Шуйс-кого, предприняли аналогичную попытку взять город Свияжск. Ка-занские воеводы Морозов и Бель-ский сообщали : «Приходили в Гор-ную сторону в Свияжский уезд, собравься воры с Олаторя, и с Кур-мыша, и из Ядрина, и из Арзамаса, и из Темникова, и из Касимова князь Еналейко Шугуров, да князь Брюшейко Яникеев, да князь Иван-ко Смиленев, да Федко Киреев, Якушко Гладков, да Васка Рти-щев, да Семейка Кузьминской, а с ними сборные многие люди, тех го-родов дети боярские и стрельцы, и мордва, и бортники, и горная чюва-

ваша и черемиса, а хотели они приходить к Свияжскому. И мы послали из Ка-зани в Горную сторону на тех воров Осипа Зюзина да Ондрея Хохлова с това-рищы и служилых князей, и мурз, и новокрещёнов, и татар, и чювашу, и череми-су, и вотяков, и лаишевских полонянников, и бусорманов, и казанских многих стрельцов с вогненным боем с нарядом». 10 марта у деревни Бурундуково сто-ронники Лжедмитрия потерпели поражение.

Тот факт, что в обоих случаях во главе войск, выступавших против правительст-ва Шуйского, несмотря на присутствие марийских, чувашских и даже русских феодалов, стояли мурзы и князья из мордовского края, позволяет предположить, что их отряды были самыми многочисленными и хорошо подготовленными. С учетом того, что в предпринятых ранее походах на Нижний Новгород, Чебок-сары и Казань мордовские крестьяне и казаки также играли ведущую роль, мож-но сделать вывод о больших потенциальных возможностях мордовского края в военном аспекте. Это обстоятельство, а также географическое положение мор-довских земель на границе лесов и степей, придавало особую значимость пози-ции местных феодалов не только в распрях боярских группировок, но и в борьбе Руси с Диким полем, то есть с крымскими и ногайскими татарами. Фактический распад государства был выгоден степнякам, совершавшим регулярные набеги на его окраины. Поэтому их походы, участившиеся в смутное время, преследовали не только грабеж, но и поддержание нестабильной политической ситуации на Руси. Особенно ясно последняя цель проявилась летом 1612 года, когда «за неде-лю до Оспожина дни (Оспожен день — 1 сентября), приходили на арземаские места крымские и нагайские люди». Нижегородское ополчение к этому времени уже перешло во Владимир и Ярославль и готовилось к освобождению Моск-вы. С Арзамасского и соседних уездов туда же было переведено большое коли-чество служивого люда. В этих условиях неожиданный удар по тылам войска Минина и Пожарского вполне мог привести к его распаду и возвращению зна-чительной части ополченцев в родные места для защиты семей.

Поредевшие гарнизоны сторожевых линий не смогли сдержать натиска много-тысячной крымско-ногайской конницы, и она прорвалась через засеку в районе современного села Гуляево Ичалковского района. Возможно, такой же прорыв удался ей у современного города Ардатова.

Так или иначе, но у местных царских воевод не хватало сил, чтобы остановить врага. Путь на Нижний Новгород был открыт. Алатырский воевода Андрей Хи-лков обратился за помощью к мордовским князьям и прежде всего к князю Баю-шу из рода Разгильдеевых, чьи владения находились в Алатырском уезде. Ин-тересно, что в соответствующем документе говорится о приказе Хилкова Баю-шу выступить против ногаев. Но известно, что даже через четверть века, когда царский административный аппарат в крае был значительно усилен, Баюш не очень-то слушался алатырских воевод. Тем более в смутное время, когда воевод часто лишь терпели, речь могла идти только о просьбе. Помощь была оказана : «Собрав алатырских мурз и мордву и всяких служивых людей» в дополнение к своей дружине, Баюш двинулся против степняков.

Из немногочисленных источников известно, что в описываемое время князь вла-дел вотчиной в деревне Княжей Алатырского уезда. Вполне возможно, здесь и родился.

Русские воины.
Рисунок из голландского географического атласа 1643 г.

Судя по известным документам, Баюш не вмешивался в боярскую междоусобицу, его имя не упоми-нается ни среди сторонников Лже-дмитрия, ни Шуйских. Тем не ме-нее, видимо, он уже проявлял себя как организатор и полководец, иначе в столь грозный момент к нему не обратились бы за помо-щью. Впрочем, на границе приоб-ретение боевого опыта не являлось проблемой. Не вызывает сомнения тот факт,  что Баюш был потомком

и наследником независимых мордовских инязоров, возможно по линии Алабу-ги.  На первое прямо указывает жалованная грамота Совета всея земли, подпи-санная князьями Трубецким и Пожарским : «А родство де его было исстари деды и прадеды в княжестве».

Операцию против степняков он провел блестяще. Сейчас уже трудно восстано-вить её во всех деталях, но, судя по немногим сохранившимся сведениям, ход со-бытий был примерно следующим.

Прорвавшаяся через сторожевые линии вражеская конница вышла к Буртасской дороге и устремилась на Арзамас. На её пути стояла Чукальская крепость, в которой засел Баюш со своим отрядом. В наше время село Чукалы Большеиг-натовского района является сравнительно небольшим поселением. Но в начале XVII века оно играло роль своеобразного политического и религиозного центра для значительной части мордвы. Здесь собирались съезды мордовской знати и проводились важнейшие религиозные праздники.

Командующий войском захватчиков ногайский мурза Курмаметей осадил Чука-лы и в течение двух дней безуспешно пытался их взять. Затем собранные Баю-шем подкрепления нанесли удар по тылам ногаев. Одновременно осажденные сделали ряд вылазок. Утратив важнейший для них фактор внезапности, кочевни-ки стали отходить в степь по Буртасской дороге. Небольшая, но хорошо воору-женная рать Баюша двинулась за ними и настигла их в лесу у Ардатовских во-рот сторожевой линии. Многочисленное войско ногаев, обремененное обозом и тысячными толпами пленных, сгрудилось возле узкого прохода. В это время мор-довские воины напали на него. В лесном бою было убито всего около 500 но-гаев, но поднявшаяся паника совершенно расстроила отряды всадников. Бросая обоз, пленных и лошадей, тысячи степняков пробрались через засеки и устреми-лись к Алатырю. Однако в этом месте река делает петлю, огибая болотистую ни-зину, покрытую множеством озер. По берегам Алатыря засели мордовские луч-ники. Тяжёлые стрелы косили ногаев сотнями, разгорячённые воины Баюша, преследуя врага, рубили направо и налево, не слушая криков о пощаде, пока не погибло всё войско пришельцев. Сухо говорят об этом документы : «Баюш при-шёл на Пьяну реку, на Чуколы, и тут де с нагайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе в осаде сидели, а на выласках многих нагайских людей побили и переранили, да и в Ардатовском лесу в воротех был бой с нагайскими людьми, и побили нагайских людей с пятьсот человек, да у них же, у нагайских людей, уби-ли мурзу Курмаметя, и знамя взяли, и их прогнали к озерам, и многие от того побою нагайские люди потопли, и отгромили у нагайских людей на том деле всяких людей семь тысяч ...» .

Так закончилась эта битва, одна из крупнейших в стране в период смутного вре-мени. Организаторский и полководческий талант мордовского князя и доблесть его воинов спасли от смерти и рабства десятки тысяч русских и мордовских кре-стьян, оберегли юго-восточную окраину страны. Но главная заслуга Баюша в тот ответственный момент российской истории заключалась в том, что он защитил тылы ополчения Минина и Пожарского, обеспечил возможность приступить к освобождению Москвы, способствовав, таким образом, воссозданию единого многонационального Российского государства. Подвиг мордовского князя вы-соко оценили современники. Он был удостоен титула российского князя и по-местий. В жалованной грамоте на его имя говорилось : «И за ту его за многую службу и за отечество дать ему, Баюше мурзе Разгильдееву, княжество, и впредь у них того княжества, и у его детей, и у его родства не отымати. А как же даст Бог на московское государство государя, и тогда велит ему государь на то княжество дать свою царскую жалованную грамоту за красной печатью. К сей грамоте боярин к воевода князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский велели земскую пе-чать приложить, лета 7121 генваря в 24 день». (Это не единственный достоверный случай совместного сопротивления русских и мордвы степнякам — например, в 1444 году ря-занцы, москвичи и мордва совместно разгромили войско татарского царевича Мустафы).

Эта победа стала выдающимся событием и в собственно мордовской истории. Веками мордва отражала набеги степных воинственных племен. Тысячи и тыся-чи героев пали в бесчисленных битвах за свободу и независимость родной зем-ли, но мы никогда уже не узнаем их имена. А имя Баюша и подвиг его воинов известны. Их победа над сильным и безжалостным врагом стала символом жиз-нестойкости мирного мордовского народа, его окончательной победы в столкно-вении с Диким полем. Поэтому князь Баюш вошел в историю мордовского на-рода как национальный герой.

В 1614 году ногайский хан Иштеряк сделал попытку отомстить за гибель своего войска. Его 20-тысячная конница вновь вторглась в Алатырский уезд. Но обста-новка уже не благоприятствовала захватчикам. Восстановленное государство имело достаточно сил для своей защиты, тем более от ногаев. Совместными дей-ствиями мордовских и русских отрядов они были разбиты и вновь подчинены власти царя.

Последующие годы князь Баюш по-прежнему жил в своей вотчине —  деревне Княжей. По вступлении на престол царя Михаила он получил поместье в мор-довской деревне Рындиной и русскую деревню на реке Меня. Причем, с мор-довских деревень взимал только ясак, а русской владел полностью. С конца 30-х годов началось строительство новых сторожевых линий от Шацка до Симбирс-ка, и алатырский воевода Хитров жаловался царю, что князь не дает ему людей для устройства засек и острогов.

Чем было вызвано такое отношение Баюша к укреплению границы, понять труд-но. Возможно, он предвидел, что перенесение укреплений и застав на юг приве-дёт к полному включению края в податную и юридическую систему Российского государства, а следовательно, к ликвидации последних остатков автономии мордовских князей. Пока же он держался независимо от воеводы, и жалобы того оставались без последствий.

У Баюша было два сына — Богдан и Чепкун. Во второй половине XVII века мы встречаем уже внуков Баюша Нестора и Смольяна Богдановых, а также Ибрана (Обрана) и Кипкая Чепкуновых, владевших поместьями в Алатырс-ком, Курмышском и Галицком уездах. Они крестились и получили христианс-кие имена. Например, Ибрана при крещении назвали Петром, а КипкаяДа-нилой. За их потомками остались фамилии Чепкуновы и Богдановы.

Однако старшая линия этого рода сохранила фамилию Баюшевых. В начале XIX века по просьбе прямых потомков князя им был дан новый герб, хранящийся ны-не в Государственном архиве Ульяновской области. Так мордовские князья Раз-гильдеевы стали русскими князьями Баюшевыми. Далее ...

  По материалам В. Абрамова

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор

Hosted by uCoz