|
Историко-этнографический сайт
|
||||||
О районе
Древне-
I-IV века :
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Краткая
|
МОРДОВИЯ В XII-XIII
ВЕКАХ : ИНЯЗОР ПУРЕШ ВОЮЕТ
пути; буквально — место конца). Столицей княжества, по всей видимости, в это время был город Мокша, построенный не без участия булгарских мастеров. Край изобиловал черноземными полями, способствовавшими развитию земле-делия. Кроме того, его географическое положение предоставляло широкие воз-можности для культурных контактов и торговли традиционными мордовскими товарами : хлебом, медом, воском, весьма ценимой степняками лесной пушни-ной, а также изделиями ремесленников, как со степью, так и с Причерноморьем и Кавказом. Поэтому южно-мордовские земли долгое время отличались более высоким уровнем развития, чем лесные северные. Их территория и население превосходили северные районы. В XI веке мордовские селища начинались у сов-ременного города Саратова. С падением Хазарского каганата и вторжением в причерноморские степи половцев преимущества такого положения превратились в недостатки. Постоян-ные набеги кочевников разоряли край, подрывали его производительные силы. Начался отток населения на север и северо-запад — в бассейн Мокши под защиту лесов. К XII веку южно-мордовские земли в основном представляли со-бой сравнительно узкую полосу лесостепи, а местами даже степи, например в долине реки Инсары. Вся эта территория была беззащитна перед внезапными набегами с юга даже в летнее время и только на северо-западе в бассейне Мок-ши можно было организовать систему крепостей, подобную той, которой Пургас позднее прикрыл всю территорию своего княжества. Однако уже с конца XI века и на северо-западные районы мокшанского края обрушились походы муромско-рязанских князей. Пока мордовские земли выступали заодно, а это, видимо, име-ло место до начала XIII века, подобные походы успешно отбивались. Отдельные же набеги вызывали ответные удары мордовских князей, весьма чувствительные как для рязанцев, так и муромцев. В один из таких походов в 1088 году был взят и сожжен город Муром. Неоднократно разрушался Кадом, построенный рязан-цами на мордовской земле. Наконец, согласно предания, восточнее Кадома бы-ла установлена твердая граница, и рязанские князья обещали не нарушать ее. Распад мордовской территории на два основных княжества (документы упоми-нают наряду с волостями Пургаса и Пуреша ещё «Теньгушеву волость») вверг южные земли в очень сложную ситуацию. Княжество Пуреша со всех сторон было окружено более сильными противниками и самостоятельно сохранить не-зависимость не могло. Именно этим можно объяснить политическое лавирование Пуреша : заключение им союзов то с русскими, то с половцами, то с монголами. Кстати, такая же по-литика позднее была характерна и для рязанских князей, находившихся в схожих условиях. В 20-х годах XIII века Пуреш становится «ротником» (союзник, вассал) великого князя владимирского Юрия, наиболее сильного государя в поволжском регионе, земли которого тем не менее не граничили с землями Пуреша. Этот союз чуть было не увенчался принятием мокшанами христианской веры, о чем якобы просило владимирского князя специальное мордовское посольство. Объ-единения под знаменем единой религии тогда почему-то не произошло, тем не менее союз был настолько тесным, что Пуреш, повинуясь Юрию, выступил про-тив своих соплеменников. Возникает вопрос, почему же Пуреш не пошел на союз с Пургасом ? Возможно, существовали какие-то личные мотивы, но не только они. Вот так объясняет этот факт один из историков : «Южное положение мокшанской области ставило ее в крайне тяжелые условия вследствие беспрерывных кочевых набегов, целым по-током идущих из Нижнего Поволжья. По мокшанской области все время прогу-ливались кочевые тюркские княжества, отбирая у населения все, что попадало под руку... В совершенно иных условиях находилась эрзянская область, вероятной террито-рией которой являлась Нижегородская губерния и западная часть Симбирской губернии. От южных кочевников она была заслонена мокшанской областью. Эр-зя почти не испытывала на себе кочевого грабежа. Зато опустошительные набеги русских князей были бедствием эрзянского населения. Приведенные обстоятельства приводили двух мордовских родоправителей-иня-зоров к противоречивым взглядам. В то время, как Пуреш исходил из мысли «хоть к черту на рога, только от татар (здесь имеются в виду тюрки вообще) по-дальше», Пургас имел в перспективе нечто обратное. Пуреш шел на сближение с русскими, а Пургас, ведя ожесточенную борьбу с русскими, стремился сблизить-ся с татарами (в данном случае с волжскими болгарами), привлекая нередко их в свою армию. Случилось так, что Пуреш перешел на сторону русских, заключив союз с князем Юрием, против Пургаса. Пуреш сослужил большую службу рус-ским князьям, ведя наступления против армии Пургаса. В лице Пуреша, знако-мого с условиями ведения лесной войны, русские князья приобрели огромную силу, способную наносить сокрушительные удары армии Пургаса.» Союз Пуреша с владимирским князем значительно ослабил Пургаса и весь мор-довский край в целом, однако не защитил южные земли от половецких набегов. Наоборот, с юго-востока к ним добавились набеги болгар, сторонников Пургаса. После поражения союзного русско-мордовского войска зимой 1228 года Пуреш был вынужден защищаться также от нападения с севера. Тогда он заключил но-вый союз с половецкими ханами, который оказался удачнее. Летом 1229 года мордовско-половецкое войско, возглавляемое сыном Пуреша, наголову разбило армию Пургаса. Однако длительные союзнические отношения с половцами, не-посредственными соседями Пуреша, разобщенными на постоянно враждовав-шие между собой племена, для которых грабеж оседлых народов являлся состав-ной частью образа жизни, были невозможны. Не осталось никаких документаль-ных свидетельств о последствиях поистине страшных половецких набегов на территорию древней Мордовии, однако, их можно представить по русским ле-тописям, так как Южная Русь тоже соседствовала с кочевниками. Вот что пишет об этом знаменитый историк В. О. Ключевский : «Половецкие нападения ос-тавляли по себе страшные следы на Руси... Нивы забрасывались, зарастали травою и лесом; где паслись стада, там воцарялись звери... Русь истощалась в средствах борьбы с варварами. Никакими мирами и договорами нельзя было сдержать их хищничества, бывшего их привычным промыслом. Мономах за-ключил с ними 19 миров, передавал им множество платья и скота, — и все напрасно. С той же целью князья женились на ханских дочерях; но тесть по-прежнему грабил область своего русского зятя без всякого внимания к свой-ству... От этих нападений, разумеется, всего более страдало сельское погра-ничное население, неприкрытое от врагов городскими стенами». Единственной гарантией более или менее успешной борьбы с набегами южных кочевников являлись мирные отношения и с русскими княжествами, и с булгарс-ким царством и, в первую очередь, с Пургасом. Что касается волжских булгар, то с осени 1229 года они всецело были заняты монгольской опасностью. Существо-ванию Булгарского царства на Волге история оставляла лишь считанные годы. Оставались Пургас и владимирский князь Юрий. Мирные отношения с одним альтернативно означали войну с другим. По выше изложенным причинам Юрий был для Пуреша предпочтительнее, однако, в по-ходе объединенных сил владимиро-суздальских, рязанских и муромских князей в 1232 году последний не участвовал. И объектом нападения летопись назвала не «Пургасову волость», а всю мордву. Видимо, в конце концов Пуреш все же вы-брал Пургаса. Батыево нашествие стало катастрофой для всех воюющих сторон. Первым бы-ло уничтожено государство волжско-камских булгар. Затем пришел черед морд-вы и половцев. Одни половецкие племена признали зависимость от монголов, другие вступили с ними в неравную борьбу, третьи, во главе с ханом Котяном, бежали в Венг-рию, а затем Болгарию на Балканах. Все они перестали существовать как осо-бый народ : либо подверглись быстрому и безжалостному уничтожению, либо, и таких было большинство, просто утратили национальное самосознание, сменили имя, и потомки их ныне зовутся татарами. Пургас, а затем рязанские, муромские и владимиро-суздальские князья стали сражаться. О судьбе Пургаса уже говорилось. Муромский князь Юрий Давыдович пал в битве с монголами на реке Воронеж в последние дни осени 1237 года. Через несколько дней в преданной огню и мечу Рязани погиб рязанский князь Юрий Игоревич. Ни тот, ни другой не дождались помощи от своего тезки и сюзерена великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Тот, оставив свою столи-цу на попечение сыновей Всеволода и Мстислава, ушел к северо-западу в глухие леса — на реку Сить. Разгромив Владимир, один из отрядов монголов двинулся за ним. 4 марта 1238 года произошел бой, в котором была уничтожена последняя владимиро-суздальская рать. В бою был убит и Юрий.
денец, или бедный или богатый, платил такую дань именно, чтобы он давал од-ну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну чер-ную шкуру ... дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведён к татарам и обращен в их раба». Ясак также взимался хлебом, мёдом, воском и скотом. Его огромные размеры определялись не только жадностью монгольской верхушки. Это был один из способов постепенного под-рыва производительных сил завоёванных земель, направленный на то, чтобы исключить возможность их усиления. Другим важнейшим способом ослабления захваченных стран был отбор всех мо-лодых и сильных мужчин в ордынскую армию. Этим достигались сразу две цели: во-первых, их руками уничтожались еще сопротивляющиеся народы, завоёвыва-лись новые территории, во-вторых, они сами при этом массами гибли в боях. Возможно, именно эти тяжелые условия ордынского ига заставили Пуреша сде-лать попытку освободиться от него уже в следующем году. Во всяком случае осенью 1238 года монгольская армия вновь обрушилась как на эрзянскую, так и на мокшанскую территорию. Война продолжалась целый год. По данным Рашид-Ад-Дина, поход возглавили Гуюк-хан, Менгухан, Кадан и Бури. Больше всего сил захватчики потратили на взятие города М. к. с (Микус, Минкус, Машку), который ожесточенно оборонялся 1 месяц и 15 дней. Истори-ки пришли к выводу, что этим городом был город Мокша. В сочинении перса Джубейни подробно описана его гибель : предводители мон-голов «сообща окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока уст-роили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через нес-колько дней они оставили от города только имя его и нашли (там) много добы-чи». Все находящиеся в нем, в основном женщины, дети и старики, были убиты. Если верить Рашид-Ад-Дину и Джубейни, их было около 270 000. После завоевания Мордовии часть монгольских орд во главе с Гуюком и Менгу вернулась в Азию. Далее на южную Русь и Центральную Европу двинулся лишь Батый с вассалами. Вместе с ним во главе мокшанского войска наполови-ну заложником, наполовину союзником шел и южно-мордовский князь (Пуреш или его сын). Вместе со своим войском он погиб в Германии. То, что Пуреш не искал личного спасения в бегстве, а вместе с семьей разделил судьбу своего народа, не может не вызвать симпатии к этому человеку. Однако его политика не спасла мокшанский край от окончательного разорения. После ухода монголов южно-мордовские зем-ли восстали, как и северные. Но последствия погрома, учиненного ордой по воз-вращении из Венгрии и Германии, были здесь намного ужаснее, чем на севере. Население было практически уничтожено. Остатки рассеялись по лесам. Мы узнаем обо всём этом со слов Вильгельма де Рубрука, посла французского короля Людовика IX к монгольскому хану, проехавшему южно-мордовскими землями в 1253 году. Вот что он пишет : «Эта страна за Танаисом очень краси-ва и имеет реки и леса, в которых живут... моксель, не имеющие никакого за-кона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освобо-дятся от рабства татар... В изобилии имеются у них свиньи, мёд и воск, драгоценные меха и соколы». В свете этого сообщения о гибели мокшанского князя (Пуреша или его сына) представляются загадочными и тайна их ушла вместе с ними.
льского войска, писал : «Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войло-ков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зве-рей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее всё же стоящие в главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны на-ходить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках». Сообщению итальянца вторит мордовская народная песня, в которой с высоким трагизмом и обречённостью поётся : Наполнились,
подруженька, Монгольское нашествие привело к уничтожению зарождавшейся мордовской фе-одальной государственности. Свидетельство Юлиана о разгроме «царства Мор-дванов» весьма недвусмысленно указывает на это. На сто лет исчезают из лето-писей и хроник упоминания о мордовских князьях. Должно быть, в огне 1242 года все они были физически уничтожены. У того же Юлиана читаем о нравах монголов : «Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление». Ну а какова судьба покорившихся ? Ответ один — трагична. Средневековые ки-тайские историки свидетельствуют : «Победители геройствовали силами поко-рённых народов». У Юлиана находим объяснение этой короткой фразы : «Год-ных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя... Воинам же, которых гонят в бой, если даже они хорошо сра-жаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляют-ся татарами». Мордовские воины были включены в состав ордынской рати в 1319 году во вре-мя похода на Тверь. Летописец сообщает об участии мордвы в 1339 году в сос-таве войска хана Узбека в боях под Смоленском ... Походы Батыя и его полководцев завершились образованием Золотой Орды. Мордовский народ надолго попал под «злогорькое» монгольское иго. Далее ... По материалам В. Абрамова, В. Юрченкова. | ||||||
История этнонима "мордва" Религиозные представления древней мордвы Мифология мордвы Традиционные обряды Праздники-моляны Община Мордовская семья Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки Мордовские имена Мордовские названия населённых пунктов Мордовский национальный костюм Танцевальная культура мордвы Мордовская кухня Мордовская народная медицина Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках Были о мокшанских богатырях Мордовский фольклор |