|
Историко-этнографический сайт
|
||||||||||
О районе
Древне-
I-IV века :
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Краткая
|
МОРДОВИЯ В IV-IX ВЕКАХ : ЗАРОЖДЕНИЕ МОРДОВСКОЙ
«Тюштя, Тюштя — царь, Одновременно идущие процессы этнической консолидации и социальной диф-ференциации должны были рано или поздно привести к появлению общемор-довского правителя. Общемордовские военные вожди, видимо, неоднократно появлялись на исто-рической арене при каждом временном объединении местных племен, напри-мер, для отпора врагам. Однако, не имея под собой прочной экономической ос-новы, подобные союзы племен были недолговечными и не приводили к устано-влению авторитарной власти, объединяющей всю мордовскую землю. С разви-тием экономических связей и классообразования в древнемордовском общест-ве такая возможность появилась. А при соответствующих внешнеполитических условиях она была реализована. Об этом свидетельствует наличие в мордовских языках терминов инязор, оця-зор, то есть великий господин, великий хозяин. Об этом же говорят многочислен-ные легенды и песни, донесшие к нам из глубины веков имя первого (а может быть, одного из первых) общемордовского царя. Его звали Тюштя. Одни иссле-дователи возводят его к финскому слову ‘крепкий, строгий’, другие — к мор-довскому теште (звезда). Третьи считают, что это вообще не имя и не прозви-ще, а титул верховного правителя. Как бы то ни было, в фольклоре Тюштя кон-кретный человек, обладающий несокрушимой силой, мудростью, хитростью и даже волшебством и избранный царем мордвы велением рока. До сих пор в раз-говорной речи бытует выражение «во времена Тюшти», то есть давным-давно. Когда же это было ?
довских племен, с одной стороны, была результатом их внутреннего развития, а с другой — вызывалась необходимостью борьбы с усилившимся натиском ко-чевников. Демографические, природные и иные причины привели в первые века нашей эры к перемещению огромного количества народов Европы и Азии. Все эти столетия на мордовский край накатывались волны воинственных кочев-ников, как для грабежа, так .и для захвата «жизненного пространства». Чтобы устоять в борьбе с ними, мордовские племена должны были объединить все свои силы и выработать образ жизни, который позволял бы вести постоян-ную войну с минимальными потерями. Мордва смогла перейти к такому образу ведения хозяйства, и это дало мордовскому народу шанс не исчезнуть со стра-ниц истории в те бурные века, подобно тем же скифам, сарматам, гуннам, готам и другим. Весной и летом полноводные реки, озера, болота и густые леса делали территорию мордовского края практически непроходимой для степной конни-цы. В это время население жило в селах и городищах возле полей и рек. После сбора урожая, когда наступали холода и замерзшие реки из преград превращались в удобные пути набегов для врагов, люди уходили в зимние поселения в глубь лесов. Здесь занимались охотой, заготовкой пушнины, различными промыслами. В случае опасности жители зимниц укрывались в расположенных рядом крепос-тях. Эти крепости, остатки которых во множестве найдены на территории Мор-довии, располагались на высоких холмах, мысах больших оврагов, защищались сложной системой рвов и валов. На валах ставились частоколы из длинных и толстых дубовых бревен. Бревна заострялись сверху и обкладывались глиной — от огня. Скаты холмов и оврагов в зимнее время поливались водой и превра-щались в сплошную ледяную гору. Под крепостями часто отрывались подвалы, иногда целые пещеры значительной глубины. Например, под мордовским горо-дищем, на месте которого позднее был построен Троицке-Скановый монас-тырь (сейчас это место находится в Пензенской области), были отрыты подзе-мелья, общей длиной около 700 метров. Подобные подземелья найдены и под другими мордовскими крепостями.
жество мужчин. Сократилась и общая численность населения. Все это замедлило экономическое развитие народа. Но главным было то, что он выжил, остался на коренных землях, сохранил свой язык, культуру, национальное самосознание и даже имя. В VII-VIII веках перемещение племен в основном прекратилось, а их территории стабилизировались. Улучшение политической обстановки и массовый переход к пашенному земледелию вызвали быстрый рост населения Восточной Европы.
ктрона, янтаря; прекрасно выполненные ювелирные изделия, предметы обихода. Все говорит о долгом, относительно мирном и зажиточном периоде времени.
«Ой, на востоке, на возвышенности В песнях, легендах, преданиях подробно описано, как Тюштя родился, как ски-тался по чужим краям, вернулся в родную землю, был избран царем и многое другое. По легендам, записанным И. И. Дубасовым, Тюштя жил на зубово-полянской земле — в лесах недалеко от расположения нынешних Ширингушей. У
опушки леса на поляне,
Тюштя — властитель тех мест, Все эти сведения о тюштях можно разделить на два цикла — ранний и позд-ний. В раннем цикле тюшти изображаются как рядовые трудолюбивые земледель-цы. Так, в одной из песен растерявшийся от посещения старейшин пахарь спра-шивает их, в чём он провинился, зачем они пришли:
Эзинь сала мон алашат, Когда же родовые старейшины сообщают ему об избрании его тюштей, он долго не соглашается взять на себя эти ответственные обязанности и ставит необыкно-венное условие, исполнение которого должно символизировать правильность подбора родовыми старейшинами кандидатуры на должность тюшти. Пахарь объявляет им, что если его кнутовище, которое он воткнет в землю, прорастет и превратится в яблоню, зацветет и принесет созревшие плоды, пока он вспашет очередную борозду, тогда он будет тюштей. Это условие чудесным образом ис-полняется, и обыкновенный доселе пахарь становится верховным старейшиной, главой племени. В других песнях правильность выбора кандидатуры на должность тюшти чудо-действенно подтверждается поворотом в его сторону ручки гадального ковша, опущенного родовыми старейшинами в пуре (медовуху), оживлением подавае-мого на стол петуха, который, захлопав крыльями, кукарекает и т. д.
ронь кирди 'держателем земли, страны'. Таким образом, перед нами интересный пример трансформации социального ти-тула в антропоним, прямо противоположный обратному случаю перехода антро-понима в социальный титул, тоже исторически известному. Так, исследователи считают, что славянский титул король возник от антропонима Карл — имени франкского короля из династии Каролингов. Имена Тюштя и производное от него Тюштянза встречаются в писцовых книгах мордовских селений XVII века. Так, в деревне Атяшево Алатырского уезда отмечен мордвин Татайка Туштанов, а в деревне Пингилей Темниковского уезда — мордвин Мучкимас Тюштянзин. В настоящее время среди мордовского населения бытует фамилия Тюштяев, основа которой, разумеется, произошла уже не от социального титула непосред-ственно, а от дохристианского мордовского антропонима Тюштяй, восходяще-го, в свою очередь, к социальному титулу тюштя. Далее ...
По
материалам Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова | ||||||||||
История этнонима "мордва" Религиозные представления древней мордвы Мифология мордвы Традиционные обряды Праздники-моляны Община Мордовская семья Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки Мордовские имена Мордовские названия населённых пунктов Мордовский национальный костюм Танцевальная культура мордвы Мордовская кухня Мордовская народная медицина Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках Были о мокшанских богатырях Мордовский фольклор |