Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Дом купцов-старообрядцев Вихровых в Спасске. 
С начала 1920-х годов и по настоящее время — райотдел милиции.

СТАРООБРЯДЦЫ В СПАССКОМ УЗДЕ

В сороковых годах XVII века в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли Аввакум, царский постельничий Федор Ртищев, будущий патриарх Никон и другие. Они стремились к исправлению церковных обрядов и книг, нравов духовенства, старались охранить церковь от светского влияния. Взгляды ревнителей разошлись по вопросу об исправлении богослу-жебных книг и приведению к единообразию церковных обрядов. Сторонники Аввакума полагали, что образцом должны служить древнерусские церковные книги, а последователи Никона настаивали на греческих образцах для измене-ния текстов и обрядов. Никон, став патриархом в 1652 году, произвел реформы, а Аввакума выслали из Москвы. Церковный собор в 1666-1667 годах осудил противников реформы, назвав их богохульниками. Аввакум, завещавший «сто-ять в вере непоколебимо», был сожжен.

Часть русского общества (крестьяне, посадские, казаки, стрельцы и некоторые бо-яре) посчитали реформу Никона ересью, направленной против истиной «старой веры», особенно противились замене двуперстного крестного знамения на трое-перстное. Сторонники «старой веры» называли себя старообрядцами, старове-рами. Сторонники Никона называли их раскольниками, подвергали наказаниям.

Опасаясь преследований, часть староверов уходила в глухие места России на Север, в Сибирь, на юго-восточную окраину, в т. ч. на нынешнюю территорию Пензенской и Тамбовской областей. Известный историк-краевед, кандидат бо-гословия, профессор А. Л. Хвощев изучал проблему пензенского старообряд-чества. Он считал, что старообрядцы прибыли на пензенскую землю из Тамбов-ской и Нижегородской губерний : «Положительно известно, что керженские скитники по дороге на ярмарку в Ломов рассеивали семена раскола».

Идеологическим центром староверов в Поволжье стал город Вольск Саратов-ской губернии.

В Спасском уезде старообрядцы проживали общинами в г. Спасске, селах и де-ревнях : Липлейке, Хомутовке, Кириллове, Дракине, Салазгорье, Покассах, Полянах, Булдыгине. В Наровчатском уезде особо известны в этом отноше-нии села : Абашево, Свищево, Паны, Вьюнки.

Православные священники и светская власть вели неутомимую борьбу с расколь-никами. При проведении губернатором Бахметевым ревизии города Спасска и уезда в 1800 году крестьяне г. Спасска "произвели буйство". Местные священ-ники жаловались ему на "неизвестных без всякого вида людей, проживавших у экономических крестьян", которые подбивают их не ходить в церковь и не спра-влять религиозных таинств. Часть их, в т. ч. волостной голова, были взяты под арест. "Но как только сие было исполнено, то пришли к квартире губернатора до двухсот человек, и с шумом и дерзостью требовали, чтобы голову освобо-дили или всех их взяли под караул". Буйство прекратилось, когда главные бунтов-щики, а в их числе священники-старообрядцы были схвачены и посажены в местный острог.

В Спасске в начале XIX века было зарегистрировано 50 раскольников, «часть оных в церковь не ходит и священнослужителей в свои дома ни с какими пот-ребами не призывают; другие же только в церковь не ходят, а прочие потребы справляют и называют свою секту поповщиной». По сведениям Спасо-Преоб-раженского храма раскольников в 1822 году в Спасске было 395 мужчин и 474 женщины, что ближе к истине.

Изолированное существование староверов, отсутствие священников, особенно в дальних селах, способствовало выделению из их среды беспоповцев. В своей об-щине они самокрестились, вели свой счет от сотворения мира, среду считали за воскресенье, а воскресенье за четверг. Пасху праздновали в среду. Это было ха-рактерно для части абашевцев. Старообрядцы-поповцы совершали религиозные обряды с помощью временно приезжающих священников. Выписка их осуществ-лялась из Москвы через спасскую общину, в столице значительная часть мос-ковских купцов стояла за старую веру, располагала определенным количеством разъездных пастырей. Приезжий священник непременно прибывал в Спасск, а затем в села Спасского и Наровчатского уездов.

По распоряжению властей в 30-х годах XIX века в губерниях созданы комитеты о раскольниках, в которые входили губернатор, местный архиерей и жандармский штаб-офицер. Усилился официальный гнет старообрядческих общин. В 1837 году Спасский земский суд рассматривал дела о возможности совершать требы рас-кольниками. К суду привлекался священник села Новая Потьма Тимофей Си-доров и купцы Карасев и Пресняков, которые подговаривали его бежать от су-да в монастырь к старообрядцам в Саратовскую губернию. В деревне Липлей-ка обвинялись в 1836-1840 годах 38 семей, перечисленных поименно, за совер-шение старообрядческих треб.

По сообщению спасского городничего в 1856 году в Спасске значились 2 дере-вянные старообрядческие часовни, из которых одна была запечатана. Кстати ска-зать, имена известных спасских купцов Карасевых, Пресняковых, Филиппо-вых, Соболевых, Турусовых, Вихровых и других принадлежали к старообряд-ческим семьям, которые ко второй половине XIX века частично сблизились с пра-вославной церковью, образовав разрешенные к тому времени единоверческие об-щины, коим дозволялось открывать свои культовые здания, где богослужения совершались по старопечатным книгам, храмы освящались по старым обрядам, священники выбирались прихожанами. Освящались храмы и молельни во имя Николая Чудотворца и получали название Никольских. К 70-80-м годам XIX века единоверческие общины укрепились, увеличилось число прихожан. В Спас-ске их уже было около тысячи, в Абашеве более 600.

Известно, что в Спасске в 1872 году сгорела староверческая часовня, поэтому служба проходила в доме купца Киприана Васильевича Карасева, а после его смерти в 1878 году у купца Филиппова, с 1880 года у Ивана Васильевича Вихрова. Остро стоял вопрос о возведении нового здания. При финансовой по-мощи прихожан купец Григорий Васильевич Карасев одно из своих зданий (ныне корпус аграрного техникума) перестроил под единоверческую церковь в 1883 году, освященную во имя Николая Чудотворца. Ею пользовались 77 при-хожан. 6 января 1883 года в этот храм был рукоположен священник Кирилл Фролович Абрамкин, 1836 года рождения, он проживал в собственном доме в Спасске, за усердную службу был награжден набедренником в 1893 году.

Со стороны Спасска беспоповцы и поморы проникли в села Жуково, Слаим, Лачиново, Ширингуши, но нигде раскольники закрепиться не смогли. Более-менее стойкие позиции у старообрядцев поповского толка сложились в с. Булды-гино, где в 1870-х было выявлено и легализовано 110 раскольников поповского толка, предположительно австрийцев-«окружников»: в пользу этого соображе-ния говорила терпимость, с которой к ним относились как прихожане, так и цер-ковные и светские власти. В 1874 булдыгинские старообрядцы даже получили разрешение на строительство собственного молитвенного дома. В с. Покассы в 1880-х объявились 20 беглопоповцев, все они оказались пришлыми, переселен-цами; их радикализм имел следствием то, что приход отнесся к чужакам и их агитации с полным равнодушием. Никто из местных крестьян в раскол не совра-тился, а старообрядческая община оказалась в изоляции, хотя и открыла здесь вскоре после появления свою церковь.

В 1900-х годах единоверческие храмы были открыты в Хомутовке (200 прихо-жан) и Кириллове. В этих селах находились значительные единоверческие об-щины.
 
Много хлопот светской и духовной власти доставляло село Абашево. Пензен-ские епископы Варлаам и Антоний неоднократно обращались в 1861-1864 годах к губернатору с вопросом о принятии мер к крестьянам села, находящимся в рас-коле. Крестьян С. Блинова, Ф. Суркова, Ф. Яковлева обвиняли в подговоре абашевцев о перемене веры, в венчании (в Москве) раскольничьим попом и крещении детей по старообрядческим канонам. Олимпий Петров обвинялся в содержании молельни в своем доме. Архипастыри призывали губернатора обра-тить особое внимание на рост раскольников (1857 г. 28 человек, к 1861 г. 108 человек), требовали, чтобы уездный земский суд держал строгое наблюдение за раскольниками. Предлагались меры : браки вне православной церкви считать блудом и разлучать семьи, детей объявлять незаконнорожденными, не давать паспортов на выезд из села в течение 3-х лет. Миссионером в село был опреде-лен протоиерей Корнеев. Крестьян-староверов отправляли в духовную консис-торию на «увещевание», но оно не приносило результатов.

В 1883 году в селе была построена и через два года освящена Никольская еди-новерческая церковь. Священником стал Даниил Иванович Маненин, из кре-стьян, образование домашнее. Приезжавший в село Липяги известный философ Владимир Сергеевич Соловьев интересовался личностью Даниила Иванови-ча, бывал у него в Абашеве, беседовал и спорил с ним по вопросам веры, при-сылал в письмах приветы. Результатом идейных споров с отцом Даниилом яви-лась серия статей В. С. Соловьева о старообрядчестве и церковном расколе. «Для Даниила Ивановича пишу целую диссертацию», сообщал он в письме к местному священнику К. И. Певницкому в село Липяги.

Священник Ефим Куликов, описывая историю храма и села Абашево, коснулся и старообрядцев, называя их «беглопоповщинской сектой». В селе к началу XX века их было, по его сведениям, 158 человек, они мирно уживались с православ-ными жителями. Он называет семьи Абрамовых, Блиновых, Манениных, Фе-клушиных, Зоткиных, Языковых, Фоталкиных, Фирсановых, Матвеевых, отмечает крепость их веры и твердую нравственность. Помещик П. А. Хохлов, имея в селе кирпичный завод, проделал такой эксперимент. «Если кто не при-дёт на Пасху в церковь, то будет целый день возить из оврага песок в эконо-мию», заявил он крестьянам. Все староверы принялись с утра за работу, и их оставили в покое. День Пасхи у них не совпадал с православным праздником. Е. Ф. Куликов в своей статье отмечал, что большинство учеников в местной школе дети староверов.
.
В 1905 году на волне революционных событий Комитетом министров было принято «Положение об укреплении начал веротерпимости», упростившее поря-док регистрации старообрядческих общин и открытия ими культовых зданий. В 1930-е годы все единоверческие церкви и молельни, как и православные храмы, закрылись, а в 1970-х годах православная церковь официально сняла со старове-ров анафему.

Из книги Н. Забродиной «Краеведческие записки», Пенза, 2003

На первую страницу
Назад на страницу Воспоминания о жизни в Спасске

Hosted by uCoz