ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ОБ ОТКРЫТИИ ТОРГА В С. БОГДАНОВЕ

 

Царь Алексей Михайлович  "Тишайший".
Польская гравюра 1664 г.

«Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, пожаловали обители Всемилостиваго Спаса, что на Новом, властей архимандрита Макария де келаря старца Варлама Бокина с братьею и кто в том монастыре впредь по них иные власти будут, велели в монастырской их вотчине в Ме-щерском уезде в Замокошном стану в селе Богдановском быть торгу для того: в прошлом во 155 году, по нашему великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа ве-ликия и малыя и белыя Росии самодержца, указу в Лебедянском уезде вотчина Спаса Новаго монастыря, село Доброе Городище с приселки и с деревнями и с таможнею, взята на нас, вели-кого государя, и приписана в Козловку, а крестьяне тех сел и деревень написаны в нашу вели-кого государя службу в драгуны.

И в прошлом во 170 году, по нашему великого государя указу, по подписной челобитной, за по-метою думного нашего дьяка Семена Заборовского, дано в доме Всемилостиваго Спаса Новаго монастыря властем, вместо взятых их монастырских вотчин, села Доброго Городища с присел-ки и с деревнями и с таможнею, в Мещерском уезде в Замокошном стану дикого поля по речке Парцу, промеж дву Липляев вверх до Пуром бор и до Липляевских вершин, Студеней, тож.

А ныне били челом нам, великому государю, Спаса Новаго монастыря власти, архимандрит Макарий да келарь Варлам с братьею, а в челобитной их написано, что они на том диком поле, в тех урочищах, из старых Спаса Новаго монастыря монастырских старинных вотчин посели-ли крестьян; а та их монастырская новая вотчина от городов от Шацкого и от Кадома и от Ло-мова отдалела, и монастырским их крестьянам в деловую пору, для покупки харчевных вся-ких запасов и соли, в проездах чинится мешкота, а в ближних местех в той их монастырской вотчине  ни в чьих вотчинах торгу нет.  Да нам же,  великому государю,  били челом дворяне и

дети боярские и мурзы и татарове и мордва: Поместья де и вотчины за ними в Ломовском и в Керенском и иных городов в уез-дах, и от тех де городов и от дворцовых сел те их поместья и вотчины отдалели, купить и продать нечего и негде, и в проезде в те города людем и крестьяном их в деловую пору чинится мешкота большая, и по нашему великого государя указу Всемилос-тиваго Спаса Новаго монастыря властей построили вновь вотчину на диком поле, село Богданово, и крестьяне поселили по-близку их поместей и вотчин, и нам, великому государю, пожаловать бы их для далнего проезду в те городы людем их и кре-стьяном, велеть в вотчине Спаса Новаго монастыря в селе Богданове быть торгу для покупки всяких товаров.

И мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белый Росии самодержец, пожа-ловали Спаса Новаго монастыря властей, архимандрита Макария да келаря старца Варлама Бокина с братьею и кто впредь в том монастыре по них иные власти будут, велели им Спаса Новаго монастыря в вотчине, что они построили на диком поле се-ло Богданово, быть торгу и торговать всякими товары, опричь вина и табаку и иного кормчего питья и всяких заповедных то-варов, а торговать в неделе два дни, во вторник да в суботу, а таможенную пошлину со всяких продажных товаров и с хлеба, и с соли, и с лошадей, и со всякие скотины, и с лавок, и с онбаров оброк со всяких чинов людей сбирать на монастырь монастыр-ским их приказным старцом и слугам, по нашему великого государя указу, и по Уставной грамоте, и по сей нашей великого го-сударя жалованной грамоте, Спаса Новаго монастыря властем, архимандриту Макарию и келарю старцу Варламу Бокину с братьею и кто по них в том монастыре иные власти будут, в той монастырской вотчине в селе Богдановском торгом владеть и пошлину с торговых людей, с товаров их по указу имать...

А всякие товары записывать в селе Богданове и в таможне имать на товары выписи за монастырскою печатью, а безъявочно никому никакими товары не торговать. А из городов верным головам и целовальником и откупщиком для таможенного сбору в ту их монастырскую вотчину, в село Богданово, не въезжать и убытков и продажи им ни в чем не чинить.

А будет кто через сию нашу великого государя жалованную грамоту в монастырскую их вотчину, в село Богданово, из наших великого государя городов верные головы и целовальники и откупщики для сбору таможенных пошлин учнуть приезжать и монастырских их приказных старцов и выборным головам и целовальником и крестьяном чинить какие продажи и убытки, и от нас великого государя тем людем за то быть в опале и в жестоком наказанье.

Писана ся наша великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа великия и малыя и белыя Росии само-держца, жалованная грамота в нашем царствующем великом граде Москве лета 7183 Августа в день (
Август 1675 г.)

— На подлинной грамоте написано тако: Царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец. Сю великого государя жалованную грамоту подписал разрядной диак Петр Ковелин. Справил Артюшка Лобков. На той же грамоте красного воску печать
».

Примечание: в оригинале текст написан без абзацев.

Примечание :
жалованной грамотой назывался в древней России всякий акт, предоставлявший церквам, монастырям и различным корпорациям, учреждениям и частным лицам известные льготы и преимущества. Существенная черта всех жалованных грамот заключается в предоставлении ими учреждениям или лицам исклю-чительных прав не в силу принадлежности их к государственным структурам, а в силу пожалования, в силу милости государя.

Источник : книга "Спасская летопись", Спасск, 2011 г..

На первую страницу
Назад на страницу История Спасска

Hosted by uCoz