Царь
Алексей Михайлович "Тишайший".
Польская гравюра 1664 г. |
«Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь
Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя Росии
самодержец, пожаловали обители Всемилостиваго Спаса, что на
Новом, властей архимандрита Макария де келаря старца Варлама
Бокина с братьею и кто в том монастыре впредь по них иные власти
будут, велели в монастырской их вотчине в Ме-щерском уезде в
Замокошном стану в селе Богдановском быть торгу для того: в
прошлом во 155 году, по нашему великого государя, царя и
великого князя Алексея Михайловича, всеа ве-ликия и малыя и
белыя Росии самодержца, указу в Лебедянском уезде вотчина Спаса
Новаго монастыря, село Доброе Городище с приселки и с деревнями
и с таможнею, взята на нас, вели-кого государя, и приписана в
Козловку, а крестьяне тех сел и деревень написаны в нашу
вели-кого государя службу в драгуны.
И в прошлом во 170 году, по нашему великого государя указу, по
подписной челобитной, за по-метою думного нашего дьяка Семена
Заборовского, дано в доме Всемилостиваго Спаса Новаго монастыря
властем, вместо взятых их монастырских вотчин, села Доброго
Городища с присел-ки и с деревнями и с таможнею, в Мещерском
уезде в Замокошном стану дикого поля по речке Парцу, промеж дву
Липляев вверх до Пуром бор и до Липляевских вершин, Студеней,
тож.
А ныне били челом нам, великому государю, Спаса Новаго монастыря
власти, архимандрит Макарий да келарь Варлам с братьею, а в
челобитной их написано, что они на том диком поле, в тех
урочищах, из старых Спаса Новаго монастыря монастырских
старинных вотчин посели-ли крестьян; а та их монастырская новая
вотчина от городов от Шацкого и от Кадома и от Ло-мова отдалела,
и монастырским их крестьянам в деловую пору, для покупки
харчевных вся-ких запасов и соли, в проездах чинится мешкота, а
в ближних местех в той их монастырской вотчине ни в чьих
вотчинах торгу нет. Да нам же, великому государю,
били челом дворяне и |
дети боярские и мурзы и татарове и мордва: Поместья де и вотчины
за ними в Ломовском и в Керенском и иных городов в уез-дах, и от
тех де городов и от дворцовых сел те их поместья и вотчины
отдалели, купить и продать нечего и негде, и в проезде в те
города людем и крестьяном их в деловую пору чинится мешкота
большая, и по нашему великого государя указу Всемилос-тиваго
Спаса Новаго монастыря властей построили вновь вотчину на диком
поле, село Богданово, и крестьяне поселили по-близку их поместей
и вотчин, и нам, великому государю, пожаловать бы их для далнего
проезду в те городы людем их и кре-стьяном, велеть в вотчине
Спаса Новаго монастыря в селе Богданове быть торгу для покупки
всяких товаров.
И мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович,
всеа великия и малыя и белый Росии самодержец, пожа-ловали Спаса
Новаго монастыря властей, архимандрита Макария да келаря старца
Варлама Бокина с братьею и кто впредь в том монастыре по них
иные власти будут, велели им Спаса Новаго монастыря в вотчине,
что они построили на диком поле се-ло Богданово, быть торгу и
торговать всякими товары, опричь вина и табаку и иного кормчего
питья и всяких заповедных то-варов, а торговать в неделе два
дни, во вторник да в суботу, а таможенную пошлину со всяких
продажных товаров и с хлеба, и с соли, и с лошадей, и со всякие
скотины, и с лавок, и с онбаров оброк со всяких чинов людей
сбирать на монастырь монастыр-ским их приказным старцом и
слугам, по нашему великого государя указу, и по Уставной
грамоте, и по сей нашей великого го-сударя жалованной грамоте,
Спаса Новаго монастыря властем, архимандриту Макарию и келарю
старцу Варламу Бокину с братьею и кто по них в том монастыре
иные власти будут, в той монастырской вотчине в селе
Богдановском торгом владеть и пошлину с торговых людей, с
товаров их по указу имать...
А всякие товары записывать в селе Богданове и в таможне имать на
товары выписи за монастырскою печатью, а безъявочно никому
никакими товары не торговать. А из городов верным головам и
целовальником и откупщиком для таможенного сбору в ту их
монастырскую вотчину, в село Богданово, не въезжать и убытков и
продажи им ни в чем не чинить.
А будет кто через сию нашу великого государя жалованную грамоту
в монастырскую их вотчину, в село Богданово, из наших великого
государя городов верные головы и целовальники и откупщики для
сбору таможенных пошлин учнуть приезжать и монастырских их
приказных старцов и выборным головам и целовальником и
крестьяном чинить какие продажи и убытки, и от нас великого
государя тем людем за то быть в опале и в жестоком наказанье.
Писана ся наша великого государя, царя и великого князя Алексея
Михайловича, всеа великия и малыя и белыя Росии само-держца,
жалованная грамота в нашем царствующем великом граде Москве лета
7183 Августа в день (Август 1675 г.)
— На подлинной грамоте написано тако: Царь и великий князь
Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя Росии
самодержец. Сю великого государя жалованную грамоту подписал
разрядной диак Петр Ковелин. Справил Артюшка Лобков. На той же
грамоте красного воску печать».
Примечание: в оригинале текст написан без абзацев.
Примечание :
жалованной грамотой назывался в древней России всякий
акт, предоставлявший церквам, монастырям и различным
корпорациям, учреждениям и частным лицам известные льготы и
преимущества. Существенная черта всех жалованных грамот
заключается в предоставлении ими учреждениям или лицам
исклю-чительных прав не в силу принадлежности их к
государственным структурам, а в силу пожалования, в силу милости
государя.
Источник :
книга "Спасская летопись", Спасск, 2011 г..
На первую страницу
Назад на страницу
История Спасска
|