Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Древне-
мордовcкая
легенда
о сотворении
мира

Прапредки
мордовcкого
народа

I-IV века :
появление
древнемордовских
племён

Мордовия
в IV-IX веках :
времена Тюшти

Мордовия
в XI-XII веках :
лавирование между
войной и миром

Мордовия
в XII-XIII веках :
инязор Пургас воюет
за Нижний Новгород

и сопротивляется
монголам

Мордовия
в XI
I-XIII веках :
инязор Пуреш воюет

с русскими и половцами
и покоряется монголам

Мордовия
в XI
V векe :
инязор Алабуга
воюет с Русью

Мордовия
в XI
V-XVI веках :
вхождение в состав
России

Мордовия
в XVI веке :
мордва участвует
в завоевании

Казанского
ханства

Мордовия
в
XVII веке :
князь Баюш
громит степняков

Мордовия
в XVII веке :
мордовские воины
помогают Минину и
Пожарскому

Мордовия
в XVI-XVII веках :
пограничная служба мордвы в "диком поле"

Крещение
мордвы

Краткая
история
зубовополянской
земли

 

А. Прохоров. Рисунок из книги "Зубова Поляна".

ИСТОКИ ЭТНОСА : ПРАПРЕДКИ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Как возникал и формировался мордовский народ ? Как появился он на страницах многовековой истории человечества ?

Мордва — народ финно-угорской языковой семьи. В далеком прошлом все финно-угры жили рядом, в пределах единой территории. Этот вывод общепри-нят в науке и исходит из исторической реальности «финно-угорского единст-ва». Но где точно размещается прародина финно-угров — вопрос, остающийся до сих пор нерешенным. Пока можно представить себе проходившие в глубокой древности процессы лишь в общих чертах.

8000 – 6000 лет назад
Прародиной всех финно-угорских народов были районы пограничья двух кон-тинентов — Европы и Азии. Именно здесь в Приуралье и Волго-Камье в VIIV тысячелетиях до нашей эры существовала прауральская этническая общ-ность. Это были племена, культуру которых археологи называют урало-камс-кой. Они были рыболовами и охотниками. Их численность, вероятно, составля-ла не миллионы и даже не сотни тысяч, а в лучшем случае десятки тысяч чело-век. Поэтому поселения на этой огромной территорий отделялись сотнями кило-метров. Лишь во время охотничьих странствий возникали кратковременные кон-такты между отдельными родами.

6500 лет назад
В середине IV тысячелетия до нашей эры прауральская этническая общность распалась. Пришельцы с юга раскололи ее надвое : можно предположить, что таким образом обособились прафинноугры и прасамодийцы.

6000 – 5000 лет назад
IV—III тысячелетия до нашей эры — эпоха неолита, нового ка-менного века — именно тогда появилась техника изготовления орудий из камня с помощью шлифования, пиления и сверления. Появились и новые формы орудий — топоры, долота, резчики и т.д. Жизнь людей изменилась коренным образом. Примерно к эпо-хе этого времени относятся археологические находки — кремне-невые ножи и проч. — и следы стоянок древнего человека на тер-ритории нашего района возле озера Имерка. Здесь же была обна-ружена и медная фигурка — голова медведя. Это говорит о зна-комстве людей, живших здесь чуть позже, с медно-литейным про-изводством.

Волосовец. Реконструкция М. Герасимова

5000-4900 лет назад
Эти процессы именуют «неолитической революцией». Видимо, именно она при-вела к тому, что волго-камские неолитические племена в конце IIIначале II тысячелетия до нашей эры выделили из своей среды волосовцев.

Волосовские племена, скорее всего,  были потомками северных индоевропей-ских племён. Хотя остаётся и взгляд на них, как на финно-угров. В Мордовии их стоянки обнаружены археологами у сел Волгапино, Новый Усад, Ширингуши.

Предметы жизнедеятельности фатьяновской культуры и тип человека этой эпохи (реконструкция).

Жили люди той эпохи в больших прямо-угольных землянках, соединенными пере-ходами. Были они охотниками и рыболо-вами, но с течением времени всё боль-шую роль в их жизни стали играть живот-новодство и земледелие.

На смену каменному веку шел век брон-зовый. Открытие плавки и обработки ме-таллов привело к улучшению жизни лю-дей, следом росла их численность.

На рубеже III и II тысячелетий до нашей эры эти процессы привели к перемеще-ниям скотоводческих племен южнорусс-ких степей на север и северо-восток. По-явились пришельцы и в мордовском крае.

Это были фатьяновцы (названы по могильнику у деревни Фатьяново Ярослав-ской области). Они не были финно-уграми, как местное население, а представ-ляли древнебалтийскую ветвь индоевропейцев. Видимо, поэтому долгое вре-мя контактов между пришельцами и аборигенами не было, а селились они на вы-соких, удобных для обороны местах.

3500 лет назад
Следом за фатьяновцами в середине II тысячелетия до нашей эры пришли аба-шевцы, немного позднее — племена сру-бной культуры (названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах). Племена этой культуры участвовали в формировании киммерийцев и позднее скифов.

Волна за волной накатывались пришель-цы. Не всегда взаимоотношения с ними были мирными, но схватки и бои чередо-вались с затишьем, с развитием торговли, взаимовыгодного обмена.

В 1893 году у села Сабанчеева крестьяне нашли свидетельство этому — клад эпо-хи бронзы, ныне хранящийся в Государст-

Полуземлянка. Жилище племён срубной культуры. Реконструкция.

Сруб под погребением.

венном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, — топоры-кельты, наконечник копья, два ножа, кинжал, шейная гривна. Следы происхождения некоторых из этих ве-щей уводят далеко от Среднего Поволжья — на запад Украины.

2700 лет – 2000 лет назад
Пришельцы... Рано или поздно они растворялись в местном населении, обога-щали его культуру, сами обогащались. К I тысячелетию до нашей эры этническая пестрота средневолжских земель исчезла. На обширных пространствах жили только финно-угорские народы. Их культура археологами называется городец-кой (или культурой городищ "рогожной керамики") и датируется VII веком до нашей эры — началом нашей эры. Названа так по городищу около г. Спасск-Рязанский, раскопанному в 1898 г.

Скифские воины.
Реконструкция.

Строй племен городецкой культуры был патриар-хально-родовым, но женщины играли ещё большую роль. Семьи пока не стали экономически самостоя-тельными, поэтому хозяйство велось сообща. Суще-ствовала и коллективная собственность.

На севере и северо-западе племена городецкой куль-туры соседствовали с родственными им по языку и культуре дьяковскими племенами. На юге и юго-за-паде — со скифами, отношения с которыми  были отнюдь не идиллическими. Скифы охотно нападали на городецкие племена, захватывали рабов, жгли го-родища. С кочевавшими на юго-востоке  племенами савроматов, а затем сарматов отношения также бы-ли натянутыми.

 

Городецкие племена жили в очень сложных условиях. Тяжёлым трудом добывали люди той эпохи себе пропитание. Земля их не была богата металлами, необходимыми для изготовления орудий труда и оружия.  Следы их материальной культуры в нашем районе обнаружены в Каргашинском городище : украшенная наколками- тычками глиняная посуда. Хозяйство их было комплексным, они занимались охотой, рыбалкой, земледелием, по сравнению с людь-ми предыдущих времен у них возросла роль скотоводства.

2000 лет назад
На рубеже нашей эры городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Далее ....

Мужчина городецкого племени.
Реконструкция М. Герасимова

 По материалам В. Юрченкова

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор

Hosted by uCoz