Куйгорож
Жил-был в одном селе
старик, звали его Пятань Сергей. У старика было шестеро детей, но все
умерли. А жену звали Акулей. Из домашних животных у них были только
лошадь, две курицы да петух.
Лошадь свою Пятань Сергей прозвал «гонительницей колдунов». А потому так
прозвал, что как только ударит ее по боку, лошадь хвостом сделает крест.
Дом у Сергея был по-чёрному: трубы не было, не
было и керосиновой лампы, освещался березовой лучиной.
А в селе у всех были лампы, дома были с печами и высокими трубами.
Молодежь этого села собиралась в доме старика Сергея. Бабка Акуля сядет
за стол, молодежь рассядется около нее на скамейках и слушает. Старуха
Акуля рассказывала, как ее брат Тишка хаживал с щупом в овраг доставать
клад, как ворон с дерева каркнул «кры» и как после этого клад пропал,
как ночью на дороге появляются огни, как на свадьбах колдуны портят
молодоженов, превращая их в лающих собак и мяукающих кошек. Слушатели
спрашивают бабку Акулю:
— А тебя, бабка, приглашали на свадьбу и на крестины? Дарили тебе
рубашки, порты? Навер-ное, ты тоже понимала в
этом деле?
Ребятам бабка Акуля отвечала:
— Вы, дети, еще молоды, этого дела вам не нужно знать. Знаю сама да мой
отец.
Отец бабки Акули очень стар, борода его — как будто клеем намазанная
пакля. Жил он один, детей с ним не было, не было у него и старухи.
Прозвали его старик Буланый. Он тоже жил очень бедно: дымно, без трубы,
скота никакого у него не было. Была только черная кошка. По-говаривали,
что старик Буланый был колдуном: превращался в кошку и свинью. А ночью
пока-зывался огненным костром. Только и ждал,
когда его позовут на свадьбу или на крестины. За это старику давали
рубашки, порты или стакан водки. Таких подарков ему приходилось ждать
подолгу, а другим делом старик Буланый и заниматься не хотел. У старика
Буланого была очень большая трубка. Зажжет он ее, сядет под свое
окошечко и смотрит целый день.
На масленицу задумал он навестить свою дочку и повидаться с зятем
Сергеем. Пришел старик Буланый к своему зятю утром. Дочь Акуля лежала на
печи. Старик вошел в дом зятя, сказал:
— С широкой Масленицей, доченька Акуля! Дочь вздохнула на печи:
— Отец, отец, пришел?
— Пришел, доченька.
— Проходи, отец, садись за стол, я тоже слезу. Старик Буланый прошел,
сел за стол и громко спросил:
— А Сергей где?
— Да он только куда-то вышел, сейчас придет.
Старик Буланый достал из кармана свою трубку. В это время пришел зять
Сергей.
— А, ты здесь, милый тесть! Здравствуй, отец!
— Здравствуй и ты, зятек!
Пятань Сергей сел за другой конец стола, достал из кармана трубку. В это
время слезла с печи и Акуля. Она села против третьего угла, нос табаком
забила и чихнула.
Старик Буланый спрашивает дочь:
— Доченька, хотя я сам тебя научил, а ты больше меня знаешь. Может быть,
ты думаешь жизнь свою устроить, как ваши соседи?
— Да, отец, свою жизнь могу я устроить еще лучше. Только мне шесть
недель придется поси-деть на яйце и вывести
Куйгорожа*. Он все сделает и
даст богатство.
— Тогда что же ты его не высидишь? — спрашивает старик.
— Забот с ним много, вот и думаю, стоит ли, — ответила она, во второй
раз забила нос табаком и чихнула.
Старик Буланый говорит:
— Доченька, вам за соседями не угнаться. У них три рабочих лошади, да
овцы, да много другого добра.
Баба Акуля кашлянула, снова табаком забила свой нос, а потом громко
чихнула и ответила:
— Терпеть не могу этих соседей, отец. Я оставлю им во дворе только
дубовый кол. Больше об этом нечего говорить, отец. Что я задумала, то и
сделаю.
Наступила весна. Люди пахать-сеять, а у Пятаня лошадь соху не тянет,
совсем немощной стала. Ударит ее старик хворостиной, а она ни с места.
Только хвостом махнет вверх-вниз, вправо-влево, словно перекрестится.
Вернулся Пятань с поля и говорит старухе:
— Зимой пропадем мы с тобой, Акуля, с голоду.
— Не горюй, старик, — отвечает бабка Акуля. — Ты найди в лесу совиное
гнездо и возьми из него яичко, которое ближе к краю лежит. Из него я
Куйгорожа выведу, он нам поможет.
Запряг старик лошадь и поехал в лес. Когда к лесу подъезжал,
перекрестился. Весь день ходил-бродил, но совиного гнезда не нашел.
Вернулся домой, Акуля спрашивает:
— Ты крестился по дороге?
— Крестился.
— Вот потому и не нашел совиного гнезда. Куйгорож крестного знамения не
любит.
На следующий день поехал Пятань в лес и руки себе кнутом связал, чтобы
нечаянно не пере-креститься. Лошадь бредет-бредет,
остановится. Махнет хвостом вверх-вниз,
вправо-влево — дальше ноги передвигает. И в этот день совиного гнезда
Пятань не нашел. Вернулся домой, Акуля спрашивает:
— Наверно, крестился по дороге, Пятань? — Нет.
— А лошадь хвостом крестилась?
— Чего-чего, а это она умеет, — отвечает Пятань.
— Поэтому ты и не нашел совиного гнезда, — говорит старуха.
На третий день привязал старик лошади хвост к ноге, себе руки кнутом
связал и поехал в лес. Видит, на опушке большой дуб, а в нем дупло.
Заглянул Пятань — в дупле гнездо, в нем два яичка посредине лежат,
третье к самому краю скатилось, вот-вот вывалится. Едва успел ста-рик
руки развязать и ладонь подставить, как яичко само к нему в руку упало.
И вроде бы голос такой слышится:
— Возьми меня! Отнеси бабке Акуле!..
Положил Пятань яичко в шапку и
привез домой.
— Ну а теперь, — говорит бабка Акуля, — я три недели на печи буду сидеть,
Куйгорожа выси-живать.
Забралась Акуля на печь, сиднем на ней сидит, а старик есть-пить подает,
Куйгорожа поджи-дает. Минуло три недели. Однажды
ночью старик слышит — кто-то в избе пищит:
— Кик-кик! Давайте мне работу. А не дадите, я избу по бревнышкам
разбросаю.
— Кто это? — спрашивает старик. Бабка Акуля с печи отвечает:
— Это Куйгорож из яйца вылупился. Скорей придумай для него работу. Он не
может без ра-боты жить. Не дашь ему занятия, так
он все кругом разрушит и нас с тобой убьет.
— Чего-чего, — говорит старик, — а дел у нас невпроворот и в поле, и во
дворе. Вот тебе за-дание, Куйгорож: поле вспаши,
рожью засей, и пусть она к утру поспеет!
— Кик-кик! — пискнул Куйгорож. — Не боятся руки муки, а ноги — дороги,
будет сделано.
Утром пошел старик в поле и удивился: не сеял, не пахал, а с урожаем!
Обрадовался Пятань. Рысцой прибежал к старухе и говорит:
— Теперь, Акуля, мы не пропадем. Вот если бы еще новую избу сделал нам
Куйгорож, тогда и вовсе зажили бы мы на славу...
— А ты прикажи ему, — говорит старуха. Ночью Куйгорож пищит:
— Кик-кик! Что делать? Давайте работу!
— Новую избу сделай к утру, — приказывает Пятань. — И чтоб лавки новые
были и печка но-вая.
— Не боятся руки муки, а ноги — дороги, будет сделано, — говорит
Куйгорож.
Легли спать старик со старухой, утром просыпаются и глазам своим не
верят: стены в избе но-вые-еловые, лавки
новые-дубовые, столешница березовая, печка узорами расписана, а в сенях
кадки липовые для меда и масла. Весь день Пятань с Акул ей любовались
новой своей избой, насмотреться на нее не могли. Вечером старик говорит:
— Не хуже людей теперь мы с тобой живем, Акуля. Вот только хлев у нас
старый, а в хлеву никакой скотины нет. Прикажу-ка я нынешней ночью
Куй-горожу сделать новый хлев и чтоб в нем полным-полно было всякой
скотины.
Наступила ночь. Как только запищал Куйгорож, старик ему дал новую работу.
Утром хлев был готов, а в нем и лошади, и коровы, и свиньи, и овцы...
— Добра в избе не хватает, — говорит старуха. — Попроси у Куйгорожа шубу
для меня и платьев разных, красивых. И себе попроси одежи и обувки
крепкой.
Так Пятань и поступил. Ночью дал Куйгорожу задание — утром в избе было
что душе угодно: и одежда, и обувь, и посуда. Старик со старухой
примеривают обновы, смотрят — не насмотрят-ся.
— Ну, что еще мы у Куйгорожа попросим? — спрашивает Пятань. — Все у нас
есть. Теперь мы богаче всех в селе.
— Давай гостей созовем, пир устроим, а Куйгорожу велим, чтобы на столе
были такие ку-шанья, какие бояры едят на Пасху.
Чтоб жареного-пареного вдоволь да каждому штоф казен-ного
вина.
— Ладно, Акуля, — говорит старик. — Так и сделаем.
Всю ночь работал Куйгорож, утром столы ломились от кушаний, мордовских,
русских, замор-ских. Созвал Пятань гостей. Пир
пошел такой, какого никогда в деревне не было. День пиро-вали,
и к вечеру из гостей подошел к хозяину сельский богатей-купец Петр
Иванович и гово-рит:
— Сергей Петрович! Теперь ты стал жить богато, даже большую пасеку
имеешь. Давай осенью вместе начнем торговать.
— Что же, Петр Иванович, давай! — согласился с ним старик, а сам себе
думает: «Видишь, он теперь только нашел мое имя и род, а раньше звал
меня Пятань Сергей».
На другой день сельский богатей встал утром и говорит своим сыновьям,
что он еще хочет по-говорить кое о чем с Сергеем
Петровичем, и ушел к нему. Когда зашел в дом Сергея Петрови-ча,
снял с головы картуз и, поклонившись, сказал:
— Здорово живешь, Сергей Петрович!
— Того и тебе желаю, Петр Иванович! Сядь со мной рядом, поговорим о
хозяйстве.
Петр Иванович взял двумя руками правую руку Сергея и долго тряс ее.
— Вот теперь, Сергей Петрович, можно и посидеть.
— Садись, садись, Петр Иванович. Сел Петр Иванович рядом и говорит:
— Н-да, Сергей Петрович, нынешнее лето обещает быть урожайным. Кто много
посеял и хоро-шо обработал землю, у того хлеба
много будет. Видишь, какие теплые дни. Да кормилец дает сверху теплые
дождички.
— Н-да, Петр Иванович, у кормильца оглобли в эту сторону повернуты. Дело,
похоже, будет. Д у меня, Петр Иванович, и вовсе около поймы. И без дождя
хлеб будет.
— Н-да, н-да, Сергей Петрович, там богатства много.
— Пожалуй, нечего бездельничать, время идти, а то как бы рой не улетел,
— встал старик Сергей и быстро направился на свою пасеку. А Петр
Иванович задумался и говорит сам себе:
— Как бы начать с Сергеем торговлю или другое какое дело? Видно,
придется позвать его с Акулиной к себе в гости.
Прошло лето. Наступила осень. Сергея теперь звали не Пятань Сергей, а
Сергеем Петровичем, а жену его не женой Пятань Сергея, а Акулиной
Степановной. У них был не только новый, очень хороший дом, но и лошадь —
не Хвост Крестом, а породистая, и был выездной жеребец. Если приходилось
куда-нибудь ехать, он запрягал выездного жеребца и садился рядом с
Акулиной Степановной.
Жил Сергей на диво людям. Все богатеи стали его с женой приглашать к
себе в гости. С Петром Ивановичем Сергей Петрович завел совместную
торговлю. Стали ездить на лошадях в Астра-хань за
рыбой, а также торговать гречихой и закупать гусей. А Куйгорож не давал
покоя бабе Акуле, каждый вечер требовал новую работу. Баба Акуля, хотя и
сама высидела его, не знала, как избавиться от него. Накануне
воскресенья, поздно вечером, Акулина спала в своей спаль-не.
Появился в образе человека Куйгорож и говорит ей:
— Если хочешь жить, так живи, а коль меня высидела, то дай мне работу.
Да и про соседей ни-чего не говоришь.
На это Акуля ответила:
— Что я скажу?
— Как что? Ты мне говорила, когда я еще в яйце был, что ты своему соседу
оставишь только дубовый кол. Я вижу, ты заставляешь меня работать только
на себя.
— Да я, дитятко, из-за того и высидела тебя, чтобы нажить богатство.
После такого ответа Куйгорож сдавил горло старухи и долго-долго мял ее.
Когда Акулина пришла в себя, она сказала:
— Не убивай меня, дитятко Куйгорож, а оставь жить. Ты без дела не будешь.
Как я поклялась, что соседу оставлю только дубовый кол, так и сделаем.
Иди, дитятко, у соседа шесть лошадей, в эту ночь трех лошадей умертви.
— Будет сделано, — сказал Куйгорож.
Встал хозяин, сосед Павел Иванович, пошел в конюшню, глядит: три самые
хорошие лошади подохли. Сначала он подумал, что они спят, а потом
посмотрел — мертвые. Всплеснул руками, во весь голос стал реветь.
На другой день у него овцы сдохли. Он и вовсе за голову схватился и
говорит:
— Это не иначе как жена Пятань Сергея так сделала! Что ж теперь делать?
Придется искать выход, а то она, пожалуй, остальную скотину изведет.
Павел Иванович поехал в другое село. Там был старик, звали старика
Карпом. Спрашивает его:
— Что мне делать, дядя Карп, ведь задумала соседка меня разорить.
— А как, Павел Иванович?
— Да в прошлую ночь подохли три лошади, в эту — овцы. Тогда Карп говорит:
— Если напала Юртава**, ту я
задержу, а если Куйгорож, это трудно. Да вот что, Павел Ива-нович!
Ты поезжай и узнай в эту ночь. Я дам тебе три восковые
свечи, ты их свей в одну и положи под колоду, а сам втащи в конюшню
борону с двадцатью пятью зубами и прислони к колоде. Выверни наизнанку
свою шубу, надень ее и полезай под борону. Когда начнут драться Юртава и
Куйгорож и Куйгорож скажет: «Мне нужно дело, оно поручено моей матерью,
я сделаю его, тебе меня не удержать», и твою Юртаву Куйгорож прогонит в
сторону, ты, Павел Иванович, в это время скажи: «Я дам тебе дело». —
«Какое?» — он спросит. «Да вот какое: свей из песка веревку». Он тогда
во весь голос крикнет: «Догадались, погубили, погубили!» А ты, Павел
Иванович, смотри за ним и слушай, в какую сторону пойдет голос. Так и
сделай, Павел Иванович, иначе погубит тебя эта ведьма.
Павел Иванович вернулся домой. Настала ночь. Куйгорож у Акули опять
попросил работу. Ста-руха Акуля послала его к соседу уморить остальную
скотину. Павел Иванович приготовил все, что наказал ему старик Карп, и
спрятался под борону. Долго лежал Павел Иванович и слышит — скрип —
конюшня отворилась. Вошел человек. Лошади ели. Вошедший начал гладить их
и говорит: «Ах, девушки, мальчики, придет от соседей нечистая сила и
погубит вас», а сам начал плести лошадям гривы. Павел Иванович понял,
что это не Куйгорож, а Юртава. Она немного поговорила с лошадьми — вдруг
появился свет и через окно ворвался сноп огня. Павел Ива-нович подумал,
что загорелась конюшня, а потом понял, кто это идет. Куйгорож стал
драться с Юртавой и говорит ей:
— Мне дано дело, я выполняю его, а тебе меня не удержать. У Павла
Ивановича волосы ды-бом встали, но он сказал:
— Куйгорож, я дам тебе дело. Куйгорож свистнул и сказал:
— Дай!
— Иди свей из песка веревку.
Куйгорож огнем выскочил в окно, а сам кричит:
— Догадались, догадались! Пропал я, пропал я!
Голос пошел в сторону соседа. Лошади опять подошли к колоде и стали есть
корм, а Павел Ива-нович вышел украдкой, вошел в избу (никто не заметил
его) и лег. Куйгорож пришел обратно к старухе Акуле, разбудил ее и
говорит:
— Встань, матушка, давай мне дело!
Вскочила спросонок старуха, испугалась и говорит:
— Ты ходил к соседу, выполнил, что я тебе говорила?
Куйгорож понял, что не погубить ему старуху. Еще громче крикнул:
— Дай дело!
— Иди из болота вычерпай воду, — Акуля говорит. Куйгорож вычерпал из
болота воду и при-шел обратно.
— Дай мне работу! Акуля сказала:
— Отдохни!
— Меня высидела не отдыхать, а работать.
Акуля стояла у печки, Куйгорож взял и свалил печку на Акулю, а сам
вырвал из потолка звено и вылетел. Утром встал Пятань Сергей: ни
старухи, ни печки и никакого богатства.
______________________________
*
Мордовский гном, видимый
только своим хозяином,
обладающий невероятной силой.
** Покровительница двора, хозяйства; домовая (эрз.)
Обработал К.
Самородов
Художник Н. Горчакова
Знаменитый
мультфильм "Куйгорож",
13 мин.
Мордовский фольклор
На первую страницу |