Как мордву крестили : Юрка из Лобасков

В селе Лобаски первыми христианами из мордвы были Юрка и его жена Алмая. Фамилию их теперь никто не помнит. А может, и не было у них фамилии. В те времена мордва друг дружку по именам называла да по селам, где кто родился. Родился Юрка в Салдамановом Майдане и звали его так : Юрка из Салдаманова Майдана. А когда в Лобасках стал жить, стали называть Юркой из Лобасков.

Этот Юрка был большой пройдоха. Везде первым поспевал. И всюду выгоду для себя имел. Смолоду голодранцем был, а умер богатым.

В Лобасках он женился на богатой вдове Алмае. По старинному мордовскому обычаю овдовев-шая женщина переходила как бы по наследству ближайшему неженатому родственнику со сто-роны умершего мужа. Но Алмая этого не хотела. Была она красивой и капризной женщиной. Любила наряжаться. У кого самый пышный пулай ? У Алмаи ! У кого вышивка на груди раду-гой переливается ? У Алмаи ! У кого серебряные бубенчики и мониста позвякивают ? У Ал-маи !

Когда она по селу шла, мужчины на звон мониста с бубенчиками на улицу из своих изб выбе-гали, а их жены от зависти и ревности бранились.

Вот такую женщину Юрка сумел уговорить. А ведь желающих жениться на ней было немало ... Юрка вот что делал. Увидит, как Алмая по улице идет, подбегает к ней и ну плясать. Другие мужчины стоят и смотрят, как пеньки лесные, а Юрка ужом увивается.

— Чего пляшешь предо мной ? Зачем лапти рвешь ? — спросит Алмая со смехом.

— Бубенчики твои, — говорит Юрка, — так звенят-поют, что ноги сами в пляску просятся. А я для тебя не то что лаптей, самого себя не пожалею !..

Решили они пожениться. А родственники покойного мужа согласия на это не дают — не хоте-лось им богатство из рук выпускать. Юрка и говорит Алмае :

— Давай я тебя украду.

Обычай был тогда у мордвы : если парень украдет девушку или вдовую женщину и продержит у себя ночь, то она считается его женой и никто не может их разлучить. Договорились они : в условленный день пошла Алмая на речку белье полоскать. А родственники глаз с неё не спу-скали, следили — тоже хотели украсть. У них и кибитка наготове стояла. Запрягли они лоша-дей и поехали к речке Вад. Тут Юрка на лодке подплывает, Алмая прыгнула к нему — и поминай как звали. Хотели догнать, но другой лодки не оказалось.

Несколько дней скрывались они где-то. Потом в село вернулись как муж и жена. Однако родст-венники на том не успокоились.

— Все равно мы тебя убьём ! — говорят они Юрке. В это время приехал в село русский поп мордву крестить. Юрка у нему прибежал и говорит :

— Пускай меня русский бог защитит ! Я ему за это колокол большой медный куплю ...

Поп окрестил Юрку и Алмаю, вокруг аналоя их обвел, молитву прочитал.

— Теперь вы христиане, — говорит, — и обвенчаны, православным браком соединены. Этот брак никто не может расторгнуть без воли господней.

Родственникам Алмаи поп строго пригрозил : если не утихомиритесь, то я стражников вызову, и вас в царскую тюрьму посадят. Испугались те, притихли.

Вот так и появились в Лобасках первые христиане из мордвы.

Литературный перевод С. Фетисова

Мордовский фольклор

На первую страницу

Hosted by uCoz