Приготовление обрядовой пищи.  Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

А. Листов

Религиозные обычаи, поверья и предрассудки христиан из мордвы
(статья 1866 г.)

 

"Мордва, по принятии христианства, не могла скоро расстаться со своими прежними верованиями и обычаями. С течением времени ко многим христианским верованиям и обычаям мордвины примешали свои языческие и в этом виде привыкли считать их святыми и непогрешимыми. Некоторые языческие обычаи целиком внесены в жизнь христиан из мордвы, как, например, «моляны», совершаемые ежегодно весною.

Моляна или моленье — празднество, совершаемое в честь какого-то бога, в настоящее время отправляется ежегодно весною на поле. При молянах старики и старухи становятся на молитву и просят бога, чтобы он посылал дождь на их поля, оберегал и охранял бы их скот от хищных зверей и от моровой язвы, которую они представляют одушевленным существом. <.„>

При похоронах умерших женщины-мордовки, услышав о смерти кого-либо из жителей деревни, спешат приготовить одно или несколько праздничных блюд для того, чтобы отнести их в тот дом, где находится умерший. По приходу туда мордовка ставит на стол принесенное ею кушанье и падает ниц перед покойником. Блюдо, принесенное мордовкой, сейчас же принимает особо назначенная для этого старуха и, обращаясь с ним к умершему, говорит: «Вот такая-то (говорит имя и фамилию) принесла тебе лепешек, яиц, мяса и проч. (перечисляет все принесенное, поскоблив при этом каждое съестное ножом). Ешь хорошенько сам, чтобы не был голоден, да и гостей-то своих потчуй. Да моли бога, чтобы все то, что принесла такая-то, было и у нас; чтобы и хлеб-то родился, и скотинка-то была бы жива».
(Мордвины верят, что умерший тотчас по смерти своей и во время каждых помино-вений по нем сзывает всех умерших родных и друзей своих, чтобы вместе с ними попить и поесть на своих поминках. Они также верят, что есть такие люди, в особенности из женщин, которые могут видеть умерших гостей поминаемого покойника. Поэтому во время поминок какая-нибудь старуха садится на порог и во все время, пока продолжается стол, не спускает глаз с него. По окончании его она рассказывает родным умершего о том, кого она видела в это время за столом из покойников, и то, о чем они говорили между собой. — примеч. авт.)

После этого старуха просит встать ту женщину, с блюдом которой она обращалась к покойнику, и приглашает ее помянуть его. Такое обращение с съестными припасами повторяется с каждым приходом новой мордовки, при чтении одним из причетников псалтыри над умершим.

Пред положением в гроб тела умершего мордвины кладут с ним одну или две мелких монеты для того, чтобы было чем расплатиться на том свете с перевозчиком через огненную реку.

На поминовение в третий или девятый день, если покойник был взрослый, сродники его выбирают такого человека, который представлял бы собою поминаемого умершего. Его сажают на переднем месте за столом, и в то время, когда он вместе с про-чими ест и пьет, каждая из родственниц покойника поочередно плачет над ним, облокотясь на его голову. Потом сажают его на стул и в сопровождении горько плачущих родственников выносят к воротам, где, стерев только что лившиеся слезы, пьют в честь покойника водку или брагу.

Затем отправляются все родственники вместе с лицом, представляющим покойника, на кладбище, где кланяются могиле умершего и, будучи вполне уверены в том, что последний после угощения, сделанного ему при погребении, опять проголодал-ся, кладут на могилу умершего несколько яиц, лепешек и прочего съестного.

По возвращении с кладбища родственники поминаемого покойника в последний раз принимаются плакать над разыгрываю-щим роль его, но он мановением своей руки останавливает их и ведет к ним от лица покойника следующую речь : «Не плачьте, место у меня там (в загробной жизни) хорошее; я живу, слава богу, хорошо и об вас молю бога, чтобы он дал вам счастье в жизни».

Этим заканчиваются поминки. Конечно, родственники умершего дают приличную награду принимавшему на себя роль его.

Заботясь о том, чтобы покойнику на том свете на первых порах не пришлось терпеть недостаток в пище, мордвины имеют обыкновение оставлять в честь умершего, в первое лето после его смерти, несжатую полосу какого-нибудь хлеба. На эту по-лосу в известное время приезжают все сродники его и берут в руки по серпу для жнитва, но не так, как обыкновенно берут серпы (за рукоятку), а за кончик. Срезавши по нескольку колосьев, они перебрасывают их через себя и тем заканчивают жатву этой полосы.

Весьма интересен также обычай мордвы, совершаемый накануне нового года. В самую полночь пред Новым годом несколько стариков-мордвинов отправляются, под предводительством знахаря-ворожеи, за село, на первый встретившийся перекресток дорог. (При этом они снимают с себя знаки, отличающие христианина от прочих иноверцев : крест, пояс). Здесь все пришедшие ложатся на землю, кроме знахаря, который, сделав помелом круг вокруг них, остается в стоячем положении. Лежащие будто бы слышат в это время некоторые слова и действия чьи-то, по которым судят о том, благополучен и плодороден ли будет наступающий год или нет. Если слышат скрип тяжело навьюченных телег и чьи-то голоса, постоянно понукающие лошадей, значит год будет плодородный. Если веселую и скорую скачку лошадей с порожними телегами — это, говорят, голодный будет год. Иногда слышат : будто бы на каждом почти дворе что-то строят. «Быть сильному мору на людей в будущем году», — говорят мордвины."

Опубликовано : "Религиозные обычаи, поверья и предрассудки христиан
из мордвы Саратовской губернии Хвалынского уезда.".
 Сарат. епарх. ведомости. 1866. № 36. С. 1256 - 1261

Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX веков

На первую страницу

Hosted by uCoz