"Мордва,
по принятии христианства, не могла скоро расстаться со своими прежними
верованиями и обычаями. С течением времени ко многим христианским
верованиям и обычаям мордвины примешали свои языческие и в этом виде
привыкли считать их святыми и непогрешимыми. Некоторые языческие обычаи
целиком внесены в жизнь христиан из мордвы, как, например, «моляны»,
совершаемые ежегодно весною.
Моляна или моленье — празднество, совершаемое в честь какого-то бога, в
настоящее время отправляется ежегодно весною на поле. При молянах
старики и старухи становятся на молитву и просят бога, чтобы он посылал
дождь на их поля, оберегал и охранял бы их скот от хищных зверей и от
моровой язвы, которую они представляют одушевленным существом. <.„>
При похоронах умерших женщины-мордовки, услышав о смерти кого-либо из
жителей деревни, спешат приготовить одно или несколько праздничных блюд
для того, чтобы отнести их в тот дом, где находится умерший. По приходу
туда мордовка ставит на стол принесенное ею кушанье и падает ниц перед
покойником. Блюдо, принесенное мордовкой, сейчас же принимает особо
назначенная для этого старуха и, обращаясь с ним к умершему, говорит:
«Вот такая-то (говорит имя и фамилию) принесла тебе лепешек, яиц, мяса и
проч. (перечисляет все принесенное, поскоблив при этом каждое съестное
ножом). Ешь хорошенько сам, чтобы не был голоден, да и гостей-то своих
потчуй. Да моли бога, чтобы все то, что принесла такая-то, было и у нас;
чтобы и хлеб-то родился, и скотинка-то была бы жива». (Мордвины
верят, что умерший тотчас по смерти своей и во время каждых помино-вений
по нем сзывает всех умерших родных и друзей своих, чтобы вместе с ними
попить и поесть на своих поминках. Они также верят, что есть такие люди,
в особенности из женщин, которые могут видеть умерших гостей поминаемого
покойника. Поэтому во время поминок какая-нибудь старуха садится на
порог и во все время, пока продолжается стол, не спускает глаз с него.
По окончании его она рассказывает родным умершего о том, кого она видела
в это время за столом из покойников, и то, о чем они говорили между
собой. — примеч. авт.)
После этого старуха просит встать ту женщину, с блюдом которой она
обращалась к покойнику, и приглашает ее помянуть его. Такое обращение с
съестными припасами повторяется с каждым приходом новой мордовки, при
чтении одним из причетников псалтыри над умершим.
Пред положением в гроб тела умершего мордвины кладут с ним одну или две
мелких монеты для того, чтобы было чем расплатиться на том свете с
перевозчиком через огненную реку.
На поминовение в третий или девятый день, если покойник был взрослый,
сродники его выбирают такого человека, который представлял бы собою
поминаемого умершего. Его сажают на переднем месте за столом, и в то
время, когда он вместе с про-чими ест и пьет, каждая из родственниц
покойника поочередно плачет над ним, облокотясь на его голову. Потом
сажают его на стул и в сопровождении горько плачущих родственников
выносят к воротам, где, стерев только что лившиеся слезы, пьют в честь
покойника водку или брагу.
Затем отправляются все родственники вместе с лицом, представляющим
покойника, на кладбище, где кланяются могиле умершего и, будучи вполне
уверены в том, что последний после угощения, сделанного ему при
погребении, опять проголодал-ся, кладут на могилу умершего несколько
яиц, лепешек и прочего съестного.
По возвращении с кладбища родственники поминаемого покойника в последний
раз принимаются плакать над разыгрываю-щим роль его, но он мановением
своей руки останавливает их и ведет к ним от лица покойника следующую
речь : «Не плачьте, место у меня там (в загробной жизни) хорошее; я
живу, слава богу, хорошо и об вас молю бога, чтобы он дал вам счастье в
жизни».
Этим заканчиваются поминки. Конечно, родственники умершего дают
приличную награду принимавшему на себя роль его.
Заботясь о том, чтобы покойнику на том свете на первых порах не пришлось
терпеть недостаток в пище, мордвины имеют обыкновение оставлять в честь
умершего, в первое лето после его смерти, несжатую полосу какого-нибудь
хлеба. На эту по-лосу в известное время приезжают все сродники его и
берут в руки по серпу для жнитва, но не так, как обыкновенно берут серпы
(за рукоятку), а за кончик. Срезавши по нескольку колосьев, они
перебрасывают их через себя и тем заканчивают жатву этой полосы.
Весьма интересен также обычай мордвы, совершаемый накануне нового года.
В самую полночь пред Новым годом несколько стариков-мордвинов
отправляются, под предводительством знахаря-ворожеи, за село, на первый
встретившийся перекресток дорог. (При этом они снимают с себя знаки,
отличающие христианина от прочих иноверцев : крест, пояс). Здесь все
пришедшие ложатся на землю, кроме знахаря, который, сделав помелом круг
вокруг них, остается в стоячем положении. Лежащие будто бы слышат в это
время некоторые слова и действия чьи-то, по которым судят о том,
благополучен и плодороден ли будет наступающий год или нет. Если слышат
скрип тяжело навьюченных телег и чьи-то голоса, постоянно понукающие
лошадей, значит год будет плодородный. Если веселую и скорую скачку
лошадей с порожними телегами — это, говорят, голодный будет год. Иногда
слышат : будто бы на каждом почти дворе что-то строят. «Быть сильному
мору на людей в будущем году», — говорят мордвины."
Опубликовано : "Религиозные обычаи, поверья и
предрассудки христиан
из мордвы Саратовской губернии Хвалынского уезда.".
Сарат. епарх. ведомости. 1866. № 36. С. 1256 - 1261
Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX
веков
На первую страницу
|