Мокшанская семья.
Краснослободский уезд.  Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

Я. Боголюбов

Обряд похорон в селе Адашево Инсарского уезда Пензенской губернии
(конец XIX века)
 

"Когда умрет кто-нибудь из прихожан моих, в то время тело умершего обмывается чистою теплою водою, мужское лицо одевается в нижнюю и верхнюю одежду, опоясывается кушаком, а женское одевается в одежду нижнюю, в рубашку и портки; то и другое полагается на подворную лавку, головою к святым иконам, и начинается чтение над ним псалтыря одним из причетников. Когда же станут одевать тело умершего человека, в то время каждую одежду метят общепринятою от древних предков метою, а именно, по самому малейшему лоскутику отрезывают от каждой одежды с наказом, чтоб умерший знал свою одежду и никому не давал иной, а в то время, когда тело умершего будет полагаться в гроб, с мужчиною кладут шапку и кочедык, а с женщиной — жареную курицу и иглу с нитками, с наказом, чтоб первый плел лапти для себя и родных, которые прежде него умерли, и чтобы последняя угостила и обшила тех родных, и тем оканчивается общепринятый обычай при похо-ронах умерших.

Поминовение по умершим прихожане мои творят в день похорон, по похороне в третий, сороковой и годичный день. Во время поминовения все родные умершего собираются в тот дом, где он жил и умер, приносят туда на панихиду браги, блинов и кур-ганьев, священоцерковнослужители отправляют общую панихиду, садятся за первый стол и поминают того хлебом и солью, которую домохозяин и родственник предложили на поименованный стол, и которая состоит из мяса, в ночевках поданного, холодных масленых блинов и курганьев, молошной холодной каши, холодных яиц и яичницы, с соленою свининой сделанной, если бывает день скоромный; в постный же день стол сей состоит из одних холодных масленых блинов и курганьев, свежих и соленых огурцов, на редких поминках подают овсяной или полбенный кисель, с сытою и молоком. После же стола сего, когда церковники и родные разойдутся по домам своим, семейные запрягают лошадь и отправляются на ней на могилу, с кадушкою, разною пищею наполненною, немного поплачут над могилою, недолго там посидят и немного поедят брашна, выкопают не-большие ямки на могиле, льют в них не много брашна, которая при поминовении составляет самый первый и лучший напиток, и оставят на ней немного кусочков разного брашна с наказом, чтоб умерший закусил, выпил и утолил свой голод".

Опубликовано : Архив Географического общества, р. 28, оп. 1, № 26.

Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX веков

На первую страницу

Hosted by uCoz