В
этом кратком извлечении из статьи,
написанной в конце XIX века нашим земляком, краеведом,
исследователем Иваном Ивановичем Дубасовым, чётко раскрывается
позиция автора : прошлое не только интересно для общества, но оно к
тому же даёт руководство для действия в современной жизни.
И. И. Дубасов — историк, этнограф,
археолог, фольклорист, статистик — извес-тен как исследователь
тамбовской старины. Его «Очерки из истории Тамбов-ского края»,
вышедшие шестью выпусками, внесли заметный вклад в истори-ческую
науку.
Он был признанным публицистом, его статьи на протяжении не одного
десяти-летия выходили почти в каждом номере «Тамбовских губернских
ведомостей» и других изданиях.
Им подписано около
150 историко-краеведческих публикаций, увидевших свет в 1880-1900 гг.
Кроме того, И. И. Дубасов — видный педагог, общественный
деятель. Он занимал пост директора Екатерининского учитель-ского
института в Тамбове, а затем — директора народных училищ в
Курске. Как организатор
и первый председатель Тамбовской
учёной архивной комис-сии в 1892 г. «за особые труды на пользу
комиссии» он получил чин действите-льного статского советника.
Детство Ивана Дубасова прошло в мокшанской деревне Каргашино
Спасского уезда Тамбовской
губернии (ныне Зубово-Полянский район
Республики Мор-довия), где он родился в 1843 г. Мальчику не
исполнилось и четырех лет, когда умер от холеры его отец-священник, а
через две недели дотла сгорел дом со всем имуществом. Эти трагические
события обрекли семью Дубасовых на безысход-ную нищету.
«Глубокого житейского смысла совершившихся событий я, конеч-но, не
понимал, — писал впоследствии Иван Иванович в своих
воспоминаниях, — но меня потрясали отчаянные вопли моей матери и
неунимаемый крик ма-леньких сестер, к которому невольно присоединялся и
я...».
Несмотря на столь бедственное положение семьи, мальчику удалось
выучиться грамоте. Семилетнего Ваню мать отдала «в науку»
местному дьякону, который взялся обучать его азбуке, часослову и
псалтыри всего за 11 рублей. Впрочем, на-ставник требовал от своего
ученика лишь то, чтобы последний как можно громче и
чаще читал. В
этом, по мнению «учителя», и заключался смысл педагогического
призвания. Суровое детство мальчика скрашивалось рыбной ловлей на
зелёном берегу тихого и рыбного Вада, где забывались невзгоды
и лишения.
В начале 1850-х гг. Ваня Дубасов был определен в Тамбовское
духовное учи-лище (бурсу), где провел шесть лет. В воспоминаниях о
школьных годах Иван Иванович в довольно мрачных тонах описывает
училищный быт, методы вос-питания, основной из которых — порка
розгами, предварительно вымоченными в соленой воде и распаренными. В
виде особой учительской милости порка ино-гда заменялась стоянием на
коленях. Причем дисциплинарные взыскания были так многочисленны, что
собственно на преподавание уже не оставалось време-ни. Учителя
ограничивались «задаванием уроков, спрашиванием и в особенно-сти
сечением». В качестве примера описываются методы воспитания и
препо-давания учителя латинского языка и катехизиса А. К. Любвина
: «Вызывает сра-зу 2-3-х
учеников и заставляет их по книжке переводить с русского на латин-ский
или обратно. Ученик, положим, ошибается, и другой тоже, и третий. В
таком случае А. К. никогда не помогал ученикам, по очереди их всех
отсылал к дверям под розги. После экзекуции ученики снова были
спрашиваемы, снова, ко-нечно, ошибались и снова их секли, и так до
конца класса».
Скромными результатами шестилетнего обучения в бурсе явились освоение
бег-лого чтения, письма,
знакомство с катехизисом,
небольшой запас
латинских и гре-ческих слов. Географии, арифметики выпускники училища
практически не знали. Ваня Дубасов много времени посвящал
чтению. Особенно его интересовали ху-дожественные произведения и
исторические описания.
После окончания бурсы Дубасов поступил в Тамбовскую духовную
семина-рию. Хотя в целом семинарская дисциплина мало чем
отличалась от училищной, новые идеи 1860-х гг. стали врываться в
«обездоленную» и «захолустную» про-винциальную школу. Семинаристы с
увлечением предавались чтению журналов (прежде всего «Отечественных
записок»), была открыта библиотека, читали Гоголя,
Пушкина, Гончарова, Тургенева и многих других. В
стенах семинарии Дубасов впервые приобщился к журналистской
работе. Он редактировал ежене-дельный рукописный журнал
«Семинарский листок». От сотрудников и чита-телей не было отбоя. В
журнале имелся отдел внутреннего обозрения, материалы которого
изображали семинарскую жизнь. Многие заметки не нравились началь-ству,
и журнал был запрещен. Надо сказать, что учебная программа семинарии
была чрезвычайно насыщена
различными предметами.
Семинаристы изучали
ри-торику, всеобщую
и естественную историю,
математику, латинский
язык,
сельское хозяйство, философию, физику, медицину и т. д. Последний семинарский класс — богословский.
Как один из лучших выпускников, в августе 1863 г. 20-летний Иван
Дубасов был направлен в Киево-Печерскую лавру,
в Духовную академию. После её окончания будущий
публицист-краевед вернулся в Тамбов и приступил к
педа-гогической деятельности в качестве учителя в Екатерининском
Учительском Мужском Институте, а также читал словесность и
историю литературы в ду-ховной семинарии, давал уроки в
Александрийском Институте Благородных Девиц. Его достоинства и качества педагога были такими, что в
конце концов он стал директором семинарии. Параллельно Иван
Иванович интенсивно изучал местные и столичные архивы, накопив
значительный исторический материал. Его статьи регулярно появлялись на
страницах «Тамбовских губернских ведо-мостей», «Известий
Тамбовской ученой архивной комиссии», других местных и столичных
изданий. В них рассматривались многие проблемы исторического прошлого
мордовского народа,
исстари заселявшего
тамбовские земли, разрабаты-вались различные вопросы этнокультуры, фольклора, археологии
и т. п. Так, в 1880
г. в
«Тамбовских губернских ведомостях»
была
опубликована статья Ду-басова
«Ширингушское городище (Тамбовской губернии
Спасского уезда)».
В апреле 1884 г. в Тамбове была создана учёная архивная
комиссия. У её исто-ков стояла группа краеведов-любителей,
возглавляемая И. И. Дубасовым, кото-рый был её председателем в
течение 16 лет. В работе комиссии участвовали лю-ди, работавшие «не из-за
гонораров и не из-за литературной славы... Они объ-яты были
бескорыстною любовью к родине и науке».
Несмотря на материальные трудности, за пятнадцатилетний период
председате-льства Дубасова комиссия сумела собрать богатый
исторический материал, представляющий не только местный интерес. Было
осуществлено 58 выпусков «Известий
Тамбовской ученой архивной комиссии», в которых содержится бо-лее 6 000 архивных дел,
сосредоточен большой документальный материал по ис-тории городов и сел
губернии, по археологии — карты, отчеты о раскопках, опи-сания древних
находок. Члены комиссии осуществили первый опыт картографи-рования
древностей, составили описательные карты археологических памятни-ков
Тамбовщины. Силами комиссии были созданы исторический музей и
биб-лиотека, организована охрана
памятников старины.
Неоднократно публиковались обращения к населению с просьбой присылать предметы
древности.
Сам И. И. Дубасов, занимаясь в течение девяти лет архивными
изысканиями, подготовил и издал в 1883-1897 гг. обширный исторический
труд — «Очерки из истории Тамбовского края».
Первые три выпуска вышли в Москве в 1883-1884 гг., следующие
три — в Тамбове в 1887-1897 гг.
Книги были
изданы бла-годаря содействию
и на средства
известного тамбовского
мецената Э. Д. Нарыш-кина.
Главный труд И. И. Дубасова свидетельствует о разносторонности
научных ин-тересов автора. Исследователь знакомит читателя с
летописными источниками, рассказывающими об основании Тамбова и
губернии, прослеживает ход коло-низации края и возведения
фортификационных сооружений, дает краткую исто-рию городов, уездов,
рассказывает о церкви, противоцерковных движениях, жи-вописует ужасы
крепостнической эпохи. Автор интересовался крестьянскими волнениями,
историей народного просвещения, культуры. «Очерки...» насыще-ны
богатым этнографическим материалом.
Изучая прошлую жизнь края, историк имел в виду, что не одни битвы и
дипло-матические трактаты составляют российскую историю.
«... Будничная, ежеднев-ная народная жизнь с её злобами дней и с её
массовыми интересами, где бы она ни развивалась : в центрах
государства или в глуши и на окраинах, есть наи-более важный предмет
для исследователя. Не в Петербурге же совершается течение
всенародной жизни, а во всем царстве, в этих Тамбовских,
Шацких и подобных захолустьях...»
Большая часть первого выпуска «Очерков...» посвящена
исследованию истори-ческих судеб первых поселенцев тамбовского края —
мордвы и мещеры. С лю-бовью называя Тамбовщину «нашим
мордовско-мещерским краем», историк от-мечает, что мещера давно
подверглась ассимиляции русскими, от нее не оста-лось даже преданий.
Единственным её национальным памятником служат спас-ские мещерские
национальные женские костюмы и своеобразный говор в рус-ских селах
Кирилове, Сядемке и Красной Дубровке. Прочнее
мещеры оказа-лась мордва — «одно из самых многочисленных финских
племен в России, на-селяющее в настоящее время в количестве
нескольких десятков тысяч северные уезды Тамбовской губернии,
народ добродушный, трудолюбивый, но обижен-ный историей».
Древнее расселение мордвы на территории Тамбовской губернии
И. И. Дубас-ов доказывает исследованием топонимики — названий
городов, сел и урочищ.
Материалы И. И. Дубасова свидетельствуют о том, что у
мордовского народа очень рано сформировались специфические
нравственные нормы. К XVI в. гос-подствующими ценностями были воинская
доблесть и трудовые навыки. Резко осуждалось воровство. И. И.
Дубасов пишет, что «последний князь» цнинских мокшан Тюштян
отличался справедливостью, но «за кражу малейшей вещи он приказывал
вешать преступников на виселицах».
Весьма ценны и до сих пор актуальны свидетельства историка о
верованиях, культе, мифологии мордвы, характеристики обрядов,
некоторых языческих праз-дников и т. д. С сожалением автор
констатирует чрезмерную ассимиляцию мор-довского народа : «В
настоящее время мордовский язык исчезает. Например, мордовские села
Леплейка, Вечуткино, Кельгенино на наших глазах
подверга-ются русской ассимиляции...».
О значимости «Очерков...» говорят многочисленные отзывы,
появившиеся на страницах как столичной, так и местной печати сразу
после выхода первого вы-пуска. «Московские ведомости»,
«Современные известия», «Правительст-венный вестник»,
«Новое время», «Русская старина», «Дело»,
саратовская «Волга» выступили с их положительной оценкой.
Журнал «Вестник Европы», достаточно высоко оценив книгу
в целом, не согласился со взглядами ее автора на провинцию как на
«сущность народной жизни». И. И. Дубасов считал, что
«всероссийская провинция есть суть народной жизни, её богатство, могущест-во и основа, без которых столица совершенно бессильна».
Некоторые критики указывали автору на недостаточное использование уже
известных работ. Вместе с тем, следя за свободным и легким пером И.
И. Дубасова, чувствуется основа-тельность источниковой базы
его основного труда. Он считал своей целью изы-скание,
использование и
сохранение для потомков архивных документов. «Очер-ки...»
содержат более 400 ссылок на архивные материалы : дела Тамбовского
гу-бернского правления, окружного суда и уголовной палаты,
дворянского собра-ния, духовной консистории, Шацкой межевой
канцелярии и других учрежде-ний. Еще больше использовано источников
из Московского главного и губерн-ского архивов : документы
министерств юстиции, иностранных дел, собрания исторических актов. В
целом привлечено более 30 различных собраний пись-менных источников.
Посвятив себя изучению прошлого тамбовского края, И. И. Дубасов
писал, что данными проблемами он интересуется не только потому, что
факты эти «свои, местные, а и потому, что они имеют несомненное
всероссийское и даже от-части общечеловеческое значение». Именно после выхода
«Очерков...» и «Из-вестий ...» в
научный оборот вошёл термин Тамбовский край.
В июле 1890 г. И. И. Дубасов был назначен директором народных
училищ Кур-ска и вынужден был оставить родной Тамбов. На
последнем для него заседании архивной комиссии
он обратился к
коллегам со следующими словами : «... по сво-им симпатиям я был и
есть коренной тамбовец, разлука с Тамбовом и губерни-ей, родиной
моей и поприщем моей деятельности, педагогической и писатель-ской,
есть великая моя утрата... Тут могилы былых, отошедших в иной мир
семерых детей моих. Тут и мои маленькие радости, и великие слезы
были... Про-шу вас не считать меня чужим, когда я вас оставляю.».
Решением заседания комиссии портрет И. И. Дубасова был помещен
в одном из кабинетов здания, где она размещалась.
Скончался
И. И. Дубасов
18 ноября 1913 года в Курске и был
погребен на Успенском кладбище.
В ноябре 2003 года исполнилось
90 лет со дня смерти писателя-краеведа И. И. Дубасова. Мы
вправе гордиться тем, что исследователь родился на нашей земле, что
труды его не потеряли своего значения,
а дело его развивается усилиями мно-гих краеведов и учёных-историков.
По
некрологу А. Щёголева, книге "Зубова Поляна",
сборника этнографических очерков "Мордва"
|