Фото Юрия Казеева, Тольятти. Прислано на сайт в январе 2008 г.

Храм Рождества Христова в Покассах. Памятник архитектуры деревянного зодчества XIX в.

До конца XIX века Покассы считались деревней. Но в 1878 году покассцы решились на храмовое зодчество, был утверждён приход, и деревня сменила статус — стала селом.
На возведение первого деревянного храма часть средств выделил Святой Синод. В 1880 году строительство, которое велось под руководством о. Исая, выходца из с. Кириллова Земетчинского района Пензенской области, завершилось, и храм был освящен в честь Рождест-ва Христова. Он стал летним. В 1885 году закончилось возведение второго храма, зимнего, освященного во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийского. В начале ХХ века приход составляли около 1000 человек (в 1914 году лиц мужского пола в селе было 617, женского — 603). С 1893 года при церкви стала действовать смешан-ная церковно-приходская школа.

В селе имелись и раскольники-беглопоповцы, но их было не более 20 человек, они считались новопоселенца-ми.

В начале XX века священником здесь служил о. Дмитрий (Дмитрий Иванович Максутов). Его дочь Раиса в 1921 году вышла замуж за священника о. Степана (Степана Андреевича Викторова, 1893 г. р., уроженца Воронежской области), который служил в церкви с. Промзино. В августе 1929 года отец Степан был арестован и вскоре рас-стрелян в тюрьме, которую устроили в Анаеве (его отец, фельдшер Андрей Александрович Викторов, тогда же, в декабре 1929 года, умер от горя, не перенеся смерти сына). Матушка Раиса с детьми — Анатолием, 6 лет, и Львом, 7 лет (погиб на фронте в 1942 г.) — из Промзина приехала к своему отцу в Покассы. Но вскоре, в мороз-ную январскую ночь 1930 года, о. Дмитрия вместе с дочерью и малолетними внуками выбросили из собствен-ного дома, не разрешив взять с собой никаких вещей, кроме тех, что были на них надеты. Однако, сердобольные прихожане не дали им погибнуть от голода и холода, приютили в своих домах, а о. Дмитрия потом скрывали от преследования ОГПУ.

В 1930-х годах Никольский храм был уничтожен — сначала по повсеместно распространённому сценарию в нём сделали склад, а потом совершенно разобрали (но материал использовали с пользой — из него построили школу, которую можно увидеть на одной из следующих страниц). Христо-Рождественский храм каким-то чудом остался не разрушенным в эти годы гонения на религию (можно предположить, что причиной его сохранения является место его расположения — Покассы находятся в низине, не видимой с больших проезжих дорог, по-этому он "не мозолил глаза" коммунистическим идеологам и начальникам). После 10 лет запустения храм был возвращен верующим в годы Великой Отечественной войны (священник Григорий Васильевич Соколов даже был награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне"). До нового поворота россий-ской истории и нового отношения властей к религии в него многие годы приходили на отправление религи-озных обрядов жители окружающих поселений, церкви в которых были снесены.

Престольный праздник в Покассах — Рождество. В былые времена на Рождество вся деревня гуляла неделю. Священнослужители часто сами назначали каждому селу престольные праздники : этому селу — Рождество, то-му — Троица и т. д. Чтобы гуляли не все сразу, а по очереди... 

В настоящее время Христо-Рождественская церковь считается подворьем Покрово-Селищенского Свято-Варсо-нофиевского женского монастыря и почитается более, чем церкви, восстановленные в соседних поселениях — в самые большие религиозные праздники верующие предпочитают приходить сюда.

На первую страницу

На предыдущую страницу    На следующую страницу

На страницу Виды поселений района

Hosted by uCoz