Зима в деревне — это сказка ! В воздухе пахнет дымком и каким-то особенным
ароматом — студё-ностью, свежестью, чистотой. Если ты человек городской
и оказался в деревне, то в первые мгно-вения, когда выходишь из машины
после долгой дороги, втягиваешь носом этот воздух, ещё, ещё и ещё — и
никак не можешь насладиться ! В избах, во дворах — везде стоит особенный
запах деревенской зимы.
В Покассах от дороги до крылец домов прочищены дорожки, по бокам которых
образовались огромные сугробы, выше человеческого роста. По дорожке до
крыльца идешь как по лабиринту.
В былые времена на речке почти не было кустарников и деревьев — всё
поедала скотина, и метель, не имея на своем пути препятствия, несла снег
прямо на деревню, где он заваливал дороги, проулки и дома. Утром бабушка
хочет открыть дверь из сеней на улицу, а дверь еле открывается — снега
нанесло на крыльцо столько, что приходится откапывать проход.
По улице вдоль дороги тоже навалены огромные сугробы. У всех на крыльце
или на ступенях террасок стоят веники, чтобы сметать снег с валенок,
прежде чем войти в сени, а затем и в избу. Те, кто ходит в валенках с
галошами, снимают галоши и оставляют их у входа. Поэтому когда мы идём
на улицу, бабу-ля всегда нам наказывает в первую очередь:
— Галоши не сменей смотри ! — то есть не поменяй галоши на чужие
ненароком.
Мы, городские, обожаем приезжать в деревню зимой на каникулы. В деревне
живут наши друзья, так что скучно не бывает ни днём, ни вечером. Приехав
к бабуле, в первую очередь мы подальше убираем свои кожаные сапожки, и
бабуля выдаёт нам по паре валенок, или как у нас в Покассах их называют
— чёсанок.
Валенки или чёсанки валяют у нас в Покассах исстари. Никому не известно,
откуда попало это ремесло в нашу деревню, откуда появились здесь первые
вальщики. Они ли были основателями Покасс или на-учили местных жителей
этому ремеслу — неизвестно. Но во все времена всё мужское население
По-касс валяло валенки.
Первым делом расчёсывали овечью шерсть для валки, очищали её от мусора и
репьёв, которые насо-бирали овцы. Отсюда и пошло название — чёсанки.
Валенки-чёсанки валяли дома, в банях, а продава-ли их на базарах. Из
некоторых окрестных сёл в Покассы приходили люди с заказами и приносили
для этого шерсть. Кто-то сам ездил в другие сёла, набирал по домам
заказы, шерсть, валял у себя дома ва-ленки и потом уже развозил готовый
товар. А совсем в старинные времена жители Покасс зимой хо-дили по
дальним деревням, работали и жили прямо у заказчиков.
А для того, чтобы общаться между собой и, главное, чтобы при этом их не
могли понять хозяева, валь-щики придумали свой тайный язык, некоторые
слова которого до сих пор употребляют выходцы из По-касс, когда хотят
сказать друг другу в людном месте что-нибудь не для чужих ушей.
В валенках мы ходим все каникулы. Сначала ходить в них неудобно — то
жмёт, то трёт, то, когда идёшь без галош по снегу, как будто в одних
носках — чувствуешь все неровности дороги. Потом при-выкаешь. В мороз
снег под ногами скрипит как плотный кочан капусты — хр-хррр.
Навалявшись и набесившись на улице, мы приходим домой все в снегу,
мокрые. Заходим в дом, снима-ем с себя всю одежду — пальто, шапку,
варежки, которые представляют собой сосульки, мокрые джин-сы, колготки и
валенки.
А бабуля только ахает и охает, и ухаживает за нами :
— Ой ! Ой ! Все гýщенные ! Сымайтя скорей всё ! На-ка вот мою плать
надень. И чёсанки нак вот с пе-чи.
И достаёт моя бабулечка из печурки тёплые носки, а с печки — тёплые
валенки. А нашу одежду всю развешивает на верёвку в чулане сушиться,
между голандкой и печью, а варежки — в печурки, а ва-ленки — на печь.
Так хорошо ! Тепло ! Приятно !
— Садитися картошки исть.
И ставит на стол глубокую сковороду с жареной картошкой. Тут же и
помидорчики с огурчиками солё-ные в миске. Особых деликатесов нет — и
так всё очень вкусно ! У бабули нет никакой скотины, толь-ко куры. А
значит — нет ни мяса, ни молока. Одни яйца. Молоко ей иногда приносят
родственники, и если оно прокисает и превращается в простоквашу —
настоящую деревенскую простоквашу — то мы едим жареную картошку с
простоквашей. Бабуля выливает её в миску и ставит на стол. Картошку мы
едим ложками — так вкусней и удобней, заодно можно и простоквашу
зачерпнуть. Простоквашу можно также налить в кружку, добавить сахарного
песка, размешать и пить. Или, опять же, с картошкой при-хлёбывать.
Иногда бабуля варила себе овсяную кашу. Стоит у плиты в сенях, ждёт —
когда закипит молоко.
— Будешь со мной геркулёсовую кашу исть ?
— Буду ! — говорю.
Бабуля довольная — мало ведь кто любит «геркулёсовую кашу».
В сенях под потолком на большущем крюке у нас всегда висел огромный
кусок копчёного сала — что-бы кошки не достали. Но я никогда не видела,
чтобы бабуля ела это сало — у неё болел желудок. Сало это ей давал кто-то
из родственников. Так оно и висело там — на всякий случай, про запас.
|