Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова,
Москва

Детство в Покассах

ЗИМОЙ В ДЕРЕВНЕ

Зима в деревне — это сказка ! В воздухе пахнет дымком и каким-то особенным ароматом — студё-ностью, свежестью, чистотой. Если ты человек городской и оказался в деревне, то в первые мгно-вения, когда выходишь из машины после долгой дороги, втягиваешь носом этот воздух, ещё, ещё и ещё — и никак не можешь насладиться ! В избах, во дворах — везде стоит особенный запах деревенской зимы.

В Покассах от дороги до крылец домов прочищены дорожки, по бокам которых образовались огромные сугробы, выше человеческого роста. По дорожке до крыльца идешь как по лабиринту.

В былые времена на речке почти не было кустарников и деревьев — всё поедала скотина, и метель, не имея на своем пути препятствия, несла снег прямо на деревню, где он заваливал дороги, проулки и дома. Утром бабушка хочет открыть дверь из сеней на улицу, а дверь еле открывается — снега нанесло на крыльцо столько, что приходится откапывать проход.

По улице вдоль дороги тоже навалены огромные сугробы. У всех на крыльце или на ступенях террасок стоят веники, чтобы сметать снег с валенок, прежде чем войти в сени, а затем и в избу. Те, кто ходит в валенках с галошами, снимают галоши и оставляют их у входа. Поэтому когда мы идём на улицу, бабу-ля всегда нам наказывает в первую очередь:

— Галоши не сменей смотри ! — то есть не поменяй галоши на чужие ненароком.

Мы, городские, обожаем приезжать в деревню зимой на каникулы. В деревне живут наши друзья, так что скучно не бывает ни днём, ни вечером. Приехав к бабуле, в первую очередь мы подальше убираем свои кожаные сапожки, и бабуля выдаёт нам по паре валенок, или как у нас в Покассах их называют — чёсанок.

Валенки или чёсанки валяют у нас в Покассах исстари. Никому не известно, откуда попало это ремесло в нашу деревню, откуда появились здесь первые вальщики. Они ли были основателями Покасс или на-учили местных жителей этому ремеслу — неизвестно. Но во все времена всё мужское население По-касс валяло валенки.

Первым делом расчёсывали овечью шерсть для валки, очищали её от мусора и репьёв, которые насо-бирали овцы. Отсюда и пошло название — чёсанки. Валенки-чёсанки валяли дома, в банях, а продава-ли их на базарах. Из некоторых окрестных сёл в Покассы приходили люди с заказами и приносили для этого шерсть. Кто-то сам ездил в другие сёла, набирал по домам заказы, шерсть, валял у себя дома ва-ленки и потом уже развозил готовый товар. А совсем в старинные времена жители Покасс зимой хо-дили по дальним деревням, работали и жили прямо у заказчиков.

А для того, чтобы общаться между собой и, главное, чтобы при этом их не могли понять хозяева, валь-щики придумали свой тайный язык, некоторые слова которого до сих пор употребляют выходцы из По-касс, когда хотят сказать друг другу в людном месте что-нибудь не для чужих ушей.

В валенках мы ходим все каникулы. Сначала ходить в них неудобно — то жмёт, то трёт, то, когда идёшь без галош по снегу, как будто в одних носках — чувствуешь все неровности дороги. Потом при-выкаешь. В мороз снег под ногами скрипит как плотный кочан капусты — хр-хррр.
 
Навалявшись и набесившись на улице, мы приходим домой все в снегу, мокрые. Заходим в дом, снима-ем с себя всю одежду — пальто, шапку, варежки, которые представляют собой сосульки, мокрые джин-сы, колготки и валенки.

А бабуля только ахает и охает, и ухаживает за нами :

— Ой ! Ой ! Все гýщенные ! Сымайтя скорей всё ! На-ка вот мою плать надень. И чёсанки нак вот с пе-чи.

И достаёт моя бабулечка из печурки тёплые носки, а с печки — тёплые валенки. А нашу одежду всю развешивает на верёвку в чулане сушиться, между голандкой и печью, а варежки — в печурки, а ва-ленки — на печь. Так хорошо ! Тепло ! Приятно !

— Садитися картошки исть.

И ставит на стол глубокую сковороду с жареной картошкой. Тут же и помидорчики с огурчиками солё-ные в миске. Особых деликатесов нет — и так всё очень вкусно ! У бабули нет никакой скотины, толь-ко куры. А значит — нет ни мяса, ни молока. Одни яйца. Молоко ей иногда приносят родственники, и если оно прокисает и превращается в простоквашу — настоящую деревенскую простоквашу — то мы едим жареную картошку с простоквашей. Бабуля выливает её в миску и ставит на стол. Картошку мы едим ложками — так вкусней и удобней, заодно можно и простоквашу зачерпнуть. Простоквашу можно также налить в кружку, добавить сахарного песка, размешать и пить. Или, опять же, с картошкой при-хлёбывать.

Иногда бабуля варила себе овсяную кашу. Стоит у плиты в сенях, ждёт — когда закипит молоко.

— Будешь со мной геркулёсовую кашу исть ?

— Буду ! — говорю.

Бабуля довольная — мало ведь кто любит «геркулёсовую кашу».

В сенях под потолком на большущем крюке у нас всегда висел огромный кусок копчёного сала — что-бы кошки не достали. Но я никогда не видела, чтобы бабуля ела это сало — у неё болел желудок. Сало это ей давал кто-то из родственников. Так оно и висело там — на всякий случай, про запас.

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz