Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пётр Левчаев

Часть первая

Пастушок

ПАСТУХ В ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ

Пастушок ! Сколько нужды и лишений достаётся ему ! Солнце ещё не взошло, а он уже в поле, солнце сядет, а он ещё в поле. Все ветры, все дожди и ненастья испытывает он. Не видит ни праздников, ни выходных. Всегда в поле со стадом, всегда бегает за скотиной.

"Пёто-о-р Юваны-ы-ч !" — голос Баярчика, как звонок в голове, доставал меня. Проснусь, а глаза ещё закрыты, выхожу, а сон не проходит. Так и иду сонный, спотыкаясь... Есть пастухи овец, пастухи ко-ров, но свинопасы самые прóклятые люди !

За свиньями начинаешь бегать ещё от ворот дома, и так целый день — пока не пригонишь их домой. Я уже изучил характер каждой свиньи : были и спокойные, и такие, что так и норовили домой убежать. Бегаю, грожу им как разбойникам кнутом и палкой. Глядь, а уж какая-нибудь несётся шеметом, только острые уши торчат. Пастухи овец и коров могут отдохнуть в середине лета. Когда солнце поднимается выше роста двух деревьев, то коровы и овцы идут в стойло или лезут в воду и сидят, лежат до тех пор, пока солнце не опустится опять до высоты двух деревьев. А пастухи в это время спят или плетут лапти с ситечками. А хотят
купаются, хотят так валяются.
 
Ну, а свиньи не дадут отдохнуть ни минутку, так и гляди, чтобы не убежали. Из-за этих свиней мой дру-жок-пастушок Ермож даже из села сбежал, неизвестно было, где он. Хотел и я сбежать, но куда !? Меня вместо Ерможа наняли пастухом, а точнее — подпаском к коровьему пастуху в татарское село Сургодь, далеко от нашего села. Вот где для меня наступили настоящие испытания и мучения !

Кормили нас по очереди по дворам.
В одном доме кормили  плохо, а в другом — ещё хуже. "Чем бога-ты, тем и рады !" — говаривали хозяева скота каждый вечер и кормили картошкой в мундире и кис-лым, как уксус молоком, от которого и кишки съёживались.

Утром опять то же самое да ещё заплесневелый хлеб. Это
одна сторона жизни пастушка в Сургоди. А вот другая. Само село было в низине, конец села, по которому гнали стадо, заканчивался болотистым местом, там была сделана гать : настелены ветви деревьев и сверху засыпаны землёй. Но земля была давно вытоптана и превратилась в грязь, и после дождя там вообще невозможно было пройти. Это был ад. И не раз случалось, что в этот "ад" проваливались несколько коров и овец...

А вот третья : поле около села было голое, как сковорода, не было ни лесочка, ни деревца, ни травин-ки. И пока скотина пройдёт-пробежит это поле не опуская головы, бежим и мы с пастухом дедом Се-мёном. Стадо наше большое, почти триста коров, и как припустится оно по полю, так я придерживаю его спереди, а дед Семён сзади приглядывает. И так каждый день.

Гоняем стада до осени, пастухи коров и овец, по тому же полю, по той же "карте". До тех пор, пока не пройдёт жатва, пока не уберут рожь.

Уставал я до упаду. А село было богатое, сами татарки ходили в высоких резиновых галошах, а я в сво-их вечно не высыхающих лаптях. Одно грело душу — что я пас за двадцать пять пудов ржи. Когда меня нанимали, то пуд стоил целковый, а к осени цена поднялась до пяти рублей. "О ! Если продать, то мож-но взять сто двадцать пять рублей !" — радовался я. Таких денег я никогда не видел. Думал : "Куплю сапоги, новый тулуп, шаровары и на следующий год уеду в Саранск учиться !"

Тут ко всему и дела наши пошли
лучше : сжали рожь, и мы вышли в более просторное поле, и коровам было, что поесть. Это поле было выше, туда надо было подниматься по холму, а на холме росли густые ореховые кусты. На том же холме находилось ещё татарское кладбище, туда стадо пускать не разреша-ли, да и сами татары туда без повода не ходили, поэтому орехи были нетронутые. Однажды забрело ту-да стадо, и когда я торопливо побежал его отогнать, то увидел, что кусты усыпаны спелыми, жёлтыми, отборными орехами. Связки были большими и полными. И забыл я про коров, стал собирать орехи, а они до того спелые, что едва сами не падают. Наполнил я карманы и пазуху, вышел из кустов, а тут, как на грех, идут татарки с ржаного поля. Увидели они меня с орехами, собрались вокруг человек де-сять и давай вопить : "Вай, Петька, Петька, как минёга ты согрешил ! Сколько орехов с могилок сор-вал, сколько душ ты погубил ! Брось эти орехи, проси у Бога прощения ! Положи руки на сердце, закрой глаза и молись долго-долго ! Бог простит !"

Испугался я, но не бога, а татарок
если бы я ослушался, боюсь, они меня могли бы побить. Высыпал орехи, но ... в укромное местечко. Как только татарки от меня отстали, так я всё собрал. И так с неде-лю, проходя мимо кладбища, я набивал карманы спелыми орехами. Бог меня за это не наказал.

Приходил меня навещать дядя Карп. Он постоянно работал в Московской области, пилил дрова и до-мой почти не приезжал. Теперь он достиг возраста служить в Красной Армии, и его вызвали домой. По дороге в Спасск он нашел меня в поле, дал гостинец — морковку и недокуренную самокрутку — и ушёл. Я ещё не курил, но сейчас жадно затягивался...

Карп ушёл и скоро скрылся из вида, а у меня ещё тлела цигарка, ещё шёл дымок, и мне казалось, что Карп ещё со мной. Но вот окурок погас, и я не сдержал слёз, заплакал в голос и наревелся вдоволь. Очень уж соскучился я по дому, жалко было, что Карп ушёл. Так бы и полетел за ним. С тех пор я стал курить. Однажды, проходя мимо магазина, нашёл, как нарочно, ржавый гривенник, отчистил его и ку-пил пачку махорки, бумагу и спички. И с тех пор, как вспоминал про дом, про маму, так и закуривал. И казалось, что горький комок отступал от горла...

После жатвы пришла меня навестить и мама, но лучше, как говорится, не приходила бы. Дело шло к осени, почти беспрестанно шли дожди. В тот день был такой ливень, что нам пришлось стадо возвра-щать в село. Вперёд, как всегда, пустили овец и тут же за ними коров, и они затоптали много овец в грязь. Выскочили татарки, накрытые кто плащом, кто бушлатом, бегут и визжат истошными голосами, а одна, сноха Светлого татарина, прямо с палкой на меня. Я не ожидал ничего плохого — Светлого та-тарина считал почти роднёй. Когда был жив отец, он бывал у нас, менялись лошадями, продавали ма-хорку, по неделе-две жил у нас. Думал, что и сноха его меня не тронет, что-то сказал ей по-татарски, пожаловался на грязь, на гать. А она бежит в одной рубашке, что-то бормочет и как треснет меня пал-кой по лбу ! Я так и упал без чувств лицом в грязь...

Мама шла по грязи почти сорок километров, пришла промокшая до нитки и ждала меня у Фатимы, где я ночевал. Пришли овцы, пастухи, пришёл мой хозяин, а меня нет. Мама пошла
меня искать. Нашла на гати, лежащего, и с окровавленной головой. Потом рассказали, как мама кричала : "Убили моего сы-ночка, убили !!!"

Прибежали люди, пришёл новый учитель Бикмаев, он был старшим батрачкома. Заставили Светлого татарина запрячь коня и привезли меня домой к Фатиме. Мама всю ночь переживала, охала да вздыха-ла надо мной, а утром меня отвезли в больницу в Торбеево. Там смазали и перевязали мне голову, вы-шел я на улицу, а моего возчика и след простыл
уехал. У Фатимы меня ждал Бикмаев. Вместо меня он велел послать пасти сына Светлого татарина, записал меня в профсоюз и велел сегодня отдыхать. А если кто ещё тронет — сообщить ему. Мамы уже не было. Пришла с такой дали, а мы и не повидались почти. Сын моего хозяина погрузил сколько-то зерна и повёз, и маме ничего не оставалось, как идти с ним. Я понимал с какой печалью и каким сердцем ушла домой старенькая мама. Пришла с такой дали и с мучениями, а ушла, даже не зная, что со мной, поправился ли я.

А я выздоровел, возмужал, несмотря на все невзгоды и лишения. После всего этого мама часто вспоми-нала эту мою работу и хвалилась, что её сын заработал хлеба почти на три года.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Не публиковавшиеся ранее мемуары писателя П.И.Левчаева, написанные в 1983 г.,
предоставлены для публикации на сайте "Зубова Поляна" внучкой писателя @Кусакиной Н.Н.
Перевод с мокша-мордовского Кузевой С.И.

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz