Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова,
Москва

Детство в Покассах

БАБУЛИН ГРЕХ

Бабуля с дочерью Валентиной

Бабушка вышла замуж в девятнадцать лет за Ивана парня из своего села. Иван жил как раз в этом самом доме, где происходят описы-ваемые события. Жил он с матерью, отцом, и с младшими сестрами : Прасковьей, Анисьей и Анной. Его старший брат Елисей был уже же-нат и жил отдельно. Говорили, что Татьяна и Иван были красивой парой. Но прожили вмес-те они всего несколько месяцев Ивана заб-рали в армию, и это был 1939 год. Так что по-пал он сразу в сорок первом на войну, на кото-рой погиб в бою под Сталинградом, так боль-ше и не увидев ни жену, ни новорожденного сына своего Коленьку. Так из-за этой прокля-той войны ломались людские судьбы.

Сыночек их Коленька, прелестный мальчик, умер от скарлатины, когда было ему всего два годика. Горе Татьяны было таким, что на нер-вной  почве она потеряла половину зубов.  Так

она из счастливой молодой жены сразу стала несчастной вдовой и безутешной матерью : ни мужа сначала пришло извещение, что Иван пропал без вести, ни сына. Ей ничего не оставалось делать, как вернуться в свой отчий дом.

С начала войны Татьяну вместе с другими молодыми незамужними женщинами отправили
в Сверд-ловскую область (как считалось по вербовке, т. е. на основе добровольного договора, но на самом де-ле — просто собрали, приказали подписать договор и посадили в поезд). Там они добывали торф. Вернувшись, Татьяна жила у отца и матери. А тут женился младший брат, привел в дом сноху. Татьяна стала лишней в этом доме….

Еще перед войной у старшего брата Ивана
Елисея умерла вскоре после родов жена Наталья, оста-вив ему пятерых детей : девочку Маню, сыновей Гришку и Шурку, и двух новорожденных младенцев-близнецов. Почти сразу после родов Наталья вышла на сенокос, простудилась и умерла. Елисей плакал над умирающей Натальей. Страшно было ему оставаться с пятью малолетними детьми на руках. А На-талья, умирая, сказала ему :

Не плачь, Лисейка, двоих я с собой возьму.

Так и вышло. Сначала помер один из младенцев-близнецов, а через полгода и второй. Старшая Маня с братьями осталась у дедушки и бабушки, а отец ушел на фронт.

Придя с фронта, Елисей решил найти своим деткам мать, а вернее
мачеху. Много женщин приводил он в дом, но ни с одной не смог жить : не нравилось ему, как эти женщины обращались с его детьми.

Бабу я себе всегда найду, говорил Елисей, мне нужна мать для моих детей.

Брал он себе хозяйками и русских, и мордовок, и из своего села, и из соседних, и простых, и учительниц (мужчин в деревнях было мало
многие не вернулись с войны). У некоторых от него даже родились дети….

Бедная девочка Манечка, сидя на печке вместе с братьями, думала : «Кого же отец сегодня приведет к нам ?»

Так, помыкавшись с женами-мачехами, и выгнав очередную, Елисей решил позвать в свой дом Татья-ну, доводившуюся ему снохой. Татьяна, чувствуя себя лишней в отчем доме, подумала-подумала, взяла подушку да и пошла к нему в дом. И так и осталась в нём до самой своей смерти. Официально они не были расписаны, не были венчаны. Татьяна приняла на себя заботу о трех неродных детях. А вскоре они с Елисеем и с детьми уехали в другое село. У них родились еще шесть детей : три дочери и три сы-на. Но их совместная и, видимо, счастливая
несмотря на послевоенные трудности и нищету жизнь оказалась недолгой : через десять лет Елисей умер от военных ран, оставив свою жену с маленькими детьми, старшей из которых было девять лет, а самому младшему несколько месяцев…

Татьяна всю свою жизнь считала себя вдовой первого мужа Ивана. Когда дочери её спрашивали, если вдруг Иван вернется, примет ли она его. Татьяна, теперь уже бабушка Таня, отвечала :

Приму…

Бабуля всегда была глубоко верующим человеком, она говорила :

На мне грех великий, я грешница, за брата мужа вышла, как в Библии Ириада за Ирода. Иван- Креститель не велел ей идти за него, и она велела отрубить ему за то голову…

Но её дети и многочисленные внуки и правнуки верят, что там, наверху, на другую чашу весов была положена вся её жизнь то, что она вырастила и воспитала шестерых детей.

В ЦЕРКВИ

Бабушка Таня научила нас двум молитвам : «Отче наш» и «Богородица». Эти молитвы я записала под ее диктовку и выучила на всю жизнь. Всегда, когда внуки приезжали к ней, она спрашивала с улыбкой:

Молитвы-то знаешь ?

И оставалась очень довольна, когда ей отвечали утвердительно. Надо отметить, что бабуля, являясь очень набожной, никогда не навязывала своим детям и внукам своих религиозных взглядов, никого не заставляла усердно молиться и никогда ничего не проповедовала. Только иногда она пересказывала внучатам некоторые библейские сюжеты, они звучали в ее устах скорее как сказки, очень интересные и загадочные. Рассказывала она про Ивана-Крестителя, про змея, которого победил Георгий Победоно-сец, про Марию и Иосифа, как бежали они в Египет, про Иисуса Христа и про Иуду, который «удавился на горькой осине». Всё рассказывала своими словами, народными приговорами. Было очень интересно ее слушать, и младшие внуки часто просили её рассказать что-нибудь. В городе дети, естественно, ходи-ли в то время без нательных крестиков. Но у бабушки Тани они всегда получали каждый по простому маленькому крестику на шнурочке-гайтане.

Крестик на тебе есть ? Нету ?! удивлялась она. Да как же ты без креста-то ? На-ка вот надень.

И доставала из-за икон припасенный, купленный в церкви крестик. Так все внучата и ходили летом с крестами, пока не приходило время возвращаться в город, домой.

И еще одно обязательное дело требовала от всех своих домочадцев бабушка Таня
все должны были причаститься. И для этого она водила их в деревенскую церковь.

Покасская церковь расположена на бугре, так что ее хорошо видно за несколько километров. Эта церковь
памятник деревянного зодчества 19 века единственная во всей округе чудом уцелела в известные годы. Все церкви близлежащих деревень были разрушены, отданы под склады или того хуже во всей округе под клубы. Поэтому на каждый церковный праздник в Покасскую церковь прихо-дили люди из всех ближайших деревень : и русские, и мордва.

Внутреннее убранство церкви очень красивое. Стены расписаны сюжетами из Ветхого завета, о кото-рых нам рассказывала бабуля. Так что все, рассказанное ею, мы могли увидеть в иллюстрациях. Верх-ний ярус церкви расписан на тему последнего дня Иисуса Христа, от Гефсиманского сада до Голгофы. Самое загадочное для меня в церкви место было 
алтарь. Через приоткрытые врата я могла разгля-деть стоящий на столе какой-то стеклянный предмет, который казался мне хрустальным дворцом. Алтарь был тем более загадочным местом, что в него был запрещен вход лицам женского пола.

Самые старенькие бабушки, которым было уже трудно стоять службу, сидели на скамейке вдоль сте-ны. Среди них была и моя прабабушка Саня, мама бабушки Тани. Она жила со своим младшим сыном и его семьей недалеко от церкви. После службы мы всегда заходили ненадолго к ней в гости, навестить.

Нам, детям, было скучно и тяжело стоять всю службу в церкви, и бабушка разрешала нам выйти на улицу, но при этом всегда говорила с укоризной :

Грех из церкви выходить во время службы !

Но нам было интересней побегать в саду вокруг церкви.

БАБУЛИНЫ ЗАГОВОРЫ

Бабушка умела заговаривать. Неизвестно, кто научил её этому. Со всего села к ней шли с просьбой о помощи : кому заговорить нарываюший палец, кому зуб, у кого поросенок заболел, у кого корова. В общем, заговаривала она всех : и людей, и животных. И что интересно, заговоры её помогали.
 
Бывало, придут и просят :

Тёть Та-а-нь ! Не придешь к нам, не поглядишь поросенка ?

А чаво с ним ? спрашивает бабушка.

Да чаво-т ляжит, не встает. Может заговорить его надо ? Приди тада уж.

Приду ужо.

Глядишь, собирается, идёт :

Я пойду на Блудовку, у Бедрика поросенок захворал.

У людей она заговаривала и руки, и ноги, и глаза, и уши, В общем, все, что беспокоило человека. Если кто-нибудь из нас жаловался ей на какую-нибудь боль, она всегда говорила :

Дай-ка заговорю.

Помоет руки, перекрестится и начнет заговаривать.

Бабуля читала заговор шепотом, еле шевеля губами, при этом она водила вокруг больного места сло-женными троеперстием пальцами, и от её еле заметных прикосновений было очень приятно. В конце заговора, если это был ребенок, она всегда приговаривала :

У сороки боли, у вороны боли, а у Иришки всё-ё заживи !
А в конце «ритуала» обязательно плевала три раза в сторону. И назначала больному повторить проце-дуру несколько раз в день. А мы, подражая бабушке, сами «заговаривали» друг другу ноги, руки, уши, шепча что-нибудь типа «пш-пш-пш» и смачно сплевывая в сторону три раза.

БАБУЛИНА ТОВАРКА

У бабушки была подруга, тётя Саня, Санчиха. Или правильнее сказать товарка. Она жила через дом от бабушки, в большой пятистенной избе. К тете Сане, так же как и к бабушке, на лето приезжали дети и внуки. Так мы все и дружили между собой, и дети, и бабушки. Тетя Саня с тетей Таней всегда все делали вместе.

Если надо было идти в церковь, то утром в воскресенье или вечером накануне церковного праздника тётя Саня всегда заходила за тетей Таней. Они собирались в церковь
как мы в клуб. Наглаживали платья, доставали из сундуков красивые шальки, кофты и праздничные тапочки. Тетя Саня приходила и садилась около двери на скамью и ждала пока бабушка закончит свой туалет.

Бабушка :

Санька, погляди-ка, плать не больно долгая ?

Не-ет, гожа, в самый раз отвечала Санька. У тебя кофта-то какая нарядная !

Эт Витя, сынок, привез. Куды-т очки слопала не найдешь ! Света, дочка, очки мои не видала ? А-а, вот они. Завтри в Бедный поедем ?

Поедем. Чаво ж народу-т сичас у меня сила ! Хлеб-то в магазин раз в неделю возют. Поехали.

Ребятёнки-т твои спят аль встали ?

Кто спит, кто встал мыкается по избе.

Ну, пойдем. Ты в калошах аль в тапках ?

Я тапки надела, там сухо.

Ну и я тапки надену.

Взяв кошелек, очки, тетя Таня с тетей Саней идут в церковь, по пути встречаясь с другими своими то-варками. В церкви они даже вместе пели на клиросе во время службы.

Долгие зимние вечера старушки проводили вместе. Сидя у кого-нибудь из них в избе, они пряли пряжу или вязали шерстяные носки для детей и внуков. Пели песни и делились новостями : кто захворал, кто с кем побрехал, то есть поругался …

ЭКОНОМИКА БАБУЛИ

У бабушки в чулане в сенях всегда висел запас целая сумка коробков со спичками, сумка мыла, и целая сетка сухарей. Прожив тяжелую жизнь, пережив войну, голод и лишения, бабуля не могла не быть бережливой и экономной во всем, а также не иметь запаса «на всякий случай». На ее небольшом дворе не было никакой скотины, только куры, но двор просто ломился от дров. Дрова бабушка закупала каждое лето по целой машине. Взрослые их пилили, кололи, а внуки помогали складывать на дворе.

У бабули также всегда были в запасе целые мешки с зерном, с мукой, с пшеницей. И все эти запасы не от жадности, а на всякий, «помилуй Бог, грех какой». Огород свой, аж в тридцать соток, она засаживала полностью картошкой.

Но самая большая экономия у нее была со светом. Вечером мы, собираясь в клуб, конечно, должны были нарядиться и привести себя перед зеркалом в надлежащий вид. На улице было еще не совсем темно, но мы включали свет. И тут начиналось :

Погаси свет-та ! Святло на улиц-ти !

Да бабуль, ничего не видно !

А то разя ! Скажут, Танька Лисейкова с ума сошла, свет в обед зажгла !

«Обед»
это часов восемь-девять вечера.

Ага, прям скажут ! Вон у Пашкиных свет горит, и у Манюхи.

Погаситя свет ! Ложитись уж спать, куды пойдётя ?

И так каждый день. Экономия страшная ! Приходилось иногда прихорашиваться задолго до вечера, что-бы не спорить с бабушкой. Как говорится : и смех, и грех !

Очень не нравилось бабуле, если мы приносили домой чей-нибудь кассетный магнитофон и включали музыку. Опять
«ляктричество жгем !»

Выключи гармонь ! Чаво ляктричество жгетя ?!

Или :

Завтри праздник большой а вы гармонь включили ! Выключитя ! Крушители !

Крушители означало
мучители.

И ходит недовольная, поглядывает на нас, но никогда не обзовет, и ругается она как-то по-тихому, так, что нам, детям, совсем и не страшно от ее ругательств, даже смешно.

Скинь штаны-та, постираю, Чеколда !

Скажет, а нам смешно
какая-такая Чеколда ?

Бабуль, а кто такая Чеколда ?

Чеколда-то ? Да эт старуха такая была, Чеколдой ее звали, дожила до ста годов. Мылася она в печ-ке. А на Крещенье купалася в проруби. И никогда не хворала.

А как это : в печке мылась ? удивляемся мы.

В печке. Тады печки больше были, шастки шире. Вот и мылися в печах.

И что, прямо в печь залезали ? нам было это совершенно непонятно.

Ну да.

Вот чудеса-то, вот так для нас открытие !

Или скажет :

Эх, ты, Софья Гальчевская !

А мы смеемся :

А кто такая Софья Гальчевская ?

А я знаю ? – ответит.

Самое ужасное ее ругательство было :

Эх, бястыжие твои глаза ! Чаво ощерился ? Гляди-ит ! Накой в цыплочика камень кидаешь ? Ух, ша-таломный, не мальчишек, а бес !

Ругалась негромко, дети ее совершенно не боялись.

У бабушки ничего никогда не пропадало. Если кто из отдыхавших у неё при отъезде в спешке забывал взять домой что-либо из своих вещей, то будьте спокойны
бабушка все припрячет, сохранит, а на будущий год предоставит вам в целости и сохранности. Ты уже и думать забыл про эту вещь, а когда приедешь к бабушке, она достанет ее из закромов и тихонько скажет :

На-к вот, ты прошлый год забыла.

На печи у нее лежали разные «одёжи» и «шоболы». Это были старые рваные фуфайки, старые пальто, которые когда-то носили ее дочери в молодости. Нечего было и думать, чтобы выбросить это «добро». В сенях в чулане висели старые шинели её покойного мужа Елисея и армейские шинели и фуражки её сыновей, а также старые шубы и шапки-ушанки. Здесь можно было найти желтые газеты «Правда» и местной газеты «Время и жизнь» за «тыща девятьсот лохматый год». В коридоре в старом почтовом ящике у нее хранились старые туфли, тапочки, резиновые сапоги, галоши, разная «обувка», которая уже ссохлась, и никогда никто её уже не надел бы. Были экземпляры и в количестве одной штуки.

Однажды одна из ее дочерей решила навести порядок и выбросить весь этот хлам из тапочек и туфель, пока бабушки не было дома. Придя домой и увидев такое варварство, бабуля пришла в ужас !

Эт накой выкинули обувку-та ?!

Да мама, сколько можно держать всякий хлам в доме ! отвечала дочь.

Ну и чаво жа ?! Накой выкинули ? Вот тык да ! Да мало ли чаво ?!

Да никто ж не наденет эти туфли !

Во-на ! Культурныя больна ! Может кто и оденет !

Да я тебе новые тапки привезу !

Ишь ты, богачка потьминская !

Кто такая потьминская богачка, никто не знал, даже бабушка. Но спорить с ней было бесполезно, и по-ворчав недолго, бабушка пошла на свалку, которая находилась за огородами у речки, собрала всё выб-рошенное «добро», принесла и опять сложила его в почтовый ящик. Больше никто и никогда не смел и помыслить, чтобы покуситься на это старьё !

                                                                                  Прислано на сайт в августе 2008 г

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz