Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова,
Москва

Детство в Покассах

БАБУЛИН ДОМ

Дом моей бабушки, Таньки Лисейковой, бывшая пя-тистенка, которую её све-кор, а мой прадед, Кирилл Григорьевич, переделал в однокомнатную избу, боясь раскулачивания. Так пер-вая комната стала простор-ными сенями с чуланом, одно окно стало дверью с выходом на крыльцо, а второе просто заложили. Уже сын Кирилла Григорь-евича Елисей хотел пос-ле войны вернуть дому первоначальный вид, но не успел рано умер. Елисей пришел с войны больным, с ревматизмом, который за-работал, когда наши солда-ты  попали  в  окружение  и

простояли долгое время в ледяной воде, скрываясь от немцев. Так и остался этот домик небольшим, но очень уютным и любимым…

В доме всего одна небольшая комната. В переднем углу, как и положено, угольник с поличкой такой треугольной полочкой, на которой стоят иконки, лежат свечи, просвирки, чьи-нибудь часы, бабу-лины очки. Икон у бабушки много. Они висят над поличкой на стенах, все под стеклами и украшены золотистыми и серебристыми цветами.

Одна икона, со Спасителем самая большая. Она висит в центре. Это старая икона, и её бабушка «ук-расила» покрасила синей и золотистой краской. Эта икона осталась в этом доме от моих прадедов, и была она принесена сюда из старой покасской церкви, которую разрушили в известные годы.

У окна стоит большой стол, который сделал дедушка Елисей. Стол накрыт скатертью с кистями «столешницей», а сверху клеенкой. Под крышкой стола есть выдвижной ящик. Там хранятся разные бумаги, пробки от счетчика электричества, ручки, тетради, целый пакет фотографий и всякая разная ненужная, на наш детский взгляд, мелочь. Слева от двери стоит кровать, на ней всегда спит бабушка и кто-нибудь из внучат. Над кроватью в потолке вделан железный крюк, на который когда-то подве-шивали детскую зыбку с младенцами.

Другая кровать находится у печки-голландки. Голландка побелена, и эту побелку очень любит ковы-рять малышня. Но бабуля всегда начеку:

Ну-ка! Не ковырей! Не ковырей голанку! Расковыреешь, бабушке потом белить!

На боковинках кроватей на тесемках висят белые подзоры с выбитым рисунком. Другие, большие длинные подзоры свисают из-под покрывала. Некоторые из них вышиты цветными нитками, гладью. Вышивали их в молодости моя мама и ее сестры. Подушки всегда взбиваются и ставятся друг на друга, пирамидой, и вся эта конструкция покрывается тюлевой накидкой. На бабушкиной кровати на боко-винке у изголовья всегда привязаны разные пояски и ленточки чтобы не потерялись.

Справа от двери находится большая русская печь с лежанкой, закрытой занавеской. Вдоль печи стоит длинная узкая лавка. Печь покрашена наполовину в синий, а наполовину в белый цвет. В маленьких отверстиях в теле печи печурках всегда лежат шерстяные носки и бабушкины чулки. Большое старое зеркало висит напротив двери это приданое бабули. Оно чуть наклонено вперед для лучшего обзора. Стены комнаты обиты фанерой и оклеены обоями. На стенах висят в самодельных, покрашен-ных в белый цвет рамках фотографии детей и внуков. Эти рамки называют «кийотками». На окнах - занавески, белые, ситцевые или перешитые из старых штор, привезенных дочерьми. У бабушки всегда на окнах стояли только два цветка герань и алоэ. Бабушка зорко следила, чтобы не дай Бог, кто не тронул цветы!

Уйди оттель! Не то цвяточек спихнешь! восклицала она, отгоняя от герани очередного наруши-теля порядка ...
 

ЗАВТРАК

После того, как утром все встают и умываются на крыльце, дети переносят от печки лавку к столу, пододвигают табуретки и прямо в ночнушках садятся за стол завтракать.

Часто на завтрак блинчики, которые начинают уплетать за обе щеки, макая в сахарный песок и запи-вая молоком.

А бабуля продолжает печь и выносить своим гостям все новые блинчики. А когда все уже наелись, напились, оставшиеся блинчики бабушка сворачивает треугольниками и складывает в маленькую кастрюльку, и ставит её в печь, чтобы они оставались подольше теплыми.

Иногда бабуля говорит:

Вот, ужо, я зубочки напеку.

Зубочки это бабушкины пироги с повидлом и плюшки с сахаром. Называла она их зубочками, потому что, наверно, так называли их в деревне в старину. Но самым интересным был их размер. Эти «зубоч-ки» были размером с огромную мужскую ладонь, не меньше. Моя мама всегда говорила ей:

Куда ж ты такие лапти-то печешь?

На что бабушка всегда отвечала:

Гожа! то есть «сойдет, нормально».

Когда бабуля доставала лист (противень) из печи, она снимала зубочки и укладывала их на тарелку, и накрывала обязательно чистым полотенцем.

Ира, дочка, косы-т завяжи, мешают тебе! На-к вот касинку, повяжи, чтоб не мешали!

За всеми проследит, чтоб все были сыты, всем было хорошо.

Бабуль, а ты рано встала? спрашивают внучата.

Чуть свет! отвечает, то есть с рассветом.

Света, дочка, на-к вот горшок с молоком, постановь-ка на стол.

Горшок это трехлитровая стеклянная банка. Наверно, это слово осталось с старины, когда молоко хранилось в глиняных горшках. Стекло ли, глина ли, какая разница! горшок он и есть горшок.

После завтрака все разбегаются кто куда, девчонки постарше посуду мыть, малышня бегает по своим делам.

Сережа, куды побег? Ну-ка воротися! Ишь ты, шаталомный! Никуда не убягай. Нынь в баню пой-дем, к теть Маньке, предупреждает бабушка.

 

БАНЯ

По субботам в Покассе топили бани. Бани были не у всех. Точнее, бани были в основном у тех, кто жил большими семьями, а бабушки, оставшись одни, свои бани почему-то разломали и стали ходить мыться к родственникам. Так было всегда баню топили и звали всех, у кого ее не было. А когда на лето к бабулькам приезжали дети и внуки звали обязательно и их. Таким образом, никто в деревне не оставался «немытым». «Помывочные пункты» бабушкиных гостей были у тети Мани Кочетихи и у её приемной дочери и моей крестной Лидии Дмитриевны. Они жили напротив друг друга, так что у баб Таниных был выбор и не было никаких проблем.

Обычно тетя Маня Кочетиха приходила сама «звать в баню» или присылала кого-нибудь из домочад-цев.

Обычно она говорила:

Бегитя в баню! Баня хоро-о-шая! Мои все помылися.

И бабуля начинает собирать вещи в баню. Идет в чулан, который находится в сенях. Там у нее стоят большие старые сундуки со всяким «добром». Ищет, не найдет какую-то вещь. Ворчит себе под нос.

Бабуль, что ищешь? спрашивает ее кто-нибудь из детей.

Да шальку не найду. Куды уж слопала, дурная башка! Давеча сготовила, не найду таперича. На-к вот, дочка, утирки, с собой возьмёте. Суконку не забудь.

Утирки и суконка это полотенца и мочалка.

Готовит всем нижнее белье и чистые рубашки, платья, колготки. Тут, откуда ни возьмись, идет Серёж-ка, ревёт.

Чаво орешь кадык дерешь? Ты куды эта залез, в баклушу, что ли? Ой! Ой! Родима мамушка! Весь гýщенный!

Сережка и правда весь мокрый, с ног до головы, и заляпан грязью. Наверное, мерил с ребятами бак-луши ямы, заполненные водой, которые образуются после дождя из колеи.

Ну-ка, сымай одёжу-то. Сичас в баню пойдешь. Ну и мальчишек! Ну и озорник! Давай в баню соби-райся, не то, не ровён час, захвораешь еще. А бабушке мыкаться с тобой! Чаво орешь непутищем?!

Потом, разобравшись с Сережкой, увидела, что Наташа подкрадывается к герани, чтобы оторвать розо-вый красивый цветочек:

Наташа! Уйди оттель! Не балуй! Иди-ка вон покуда на качилках катайся.

В баню все ходили по несколько человек. Очень часто мы с Таней, как старшие, брали с собой малыш-ню, мыли их там, заботливо одевали и отправляли домой. Ух, как не любили все одеваться после бани! Колготки не натягиваются на влажное тело, в платье с трудом просовываешь руки. Жарко, хочется скорее на улицу! Сущий кошмар! Бабуля всегда велела нам зайти после бани к тете Мане или к тете Лиде, в зависимости, у кого мы мылись и поблагодарить их. А те в свою очередь всегда спрашивали:

Воды-то холодной хватило?

Да, конечно!

Ну, слава Богу! На здоровье!

И все шли домой довольные, усталые, с раскрасневшимися лицами, в платках.

Обычно после бани бабушка дома опять переодевалась в сухую одежду, и, сидя на кровати, расчесы-вала гребешком свои волосы, делала прямой пробор, а потом заплетала их в две тоненькие косички, вплетала в них тряпочные «коснички» и завязывала их на затылке в виде «корзинки». Такая прическа была у нее всегда.

Посидит-посидит бабуля, отдохнет после жара, обсохнет и опять принимается топтаться по хозяйству. Никогда просто так не посидит. Все время при делах. Так уж привыкла она за свою жизнь много тру-диться….

                                                                                  Прислано на сайт в августе 2008 г

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz