Алексей Саурин,
Москва
Праздник утиной
охоты
Человек — это восприимчивое, чувствующее,
разумное и рассудительное существо,
стремящееся к самосохранению и счастью.
Поль Гольбах
Алексей Саурин — главный
охотинспектор России |
Мы не унаследовали Землю от своих предков. Мы
берем ее в долг у на-ших детей. Мордовия — край лесов, лугов и озер.
Начинаешь рассуждать про мордовские леса, и перед тобой возникают лесные
звери, обитающие по всему краю : кабаны, олени, косули, лоси, бобры,
еноты, глухари, тетерева и т. д. Луга и озера — там водоплавающая
боровая дичь, а есть места, где обитает исключительно серый журавль.
Одно из таких мест — это
село Каргашино, а
переводится оно с мордовского языка, как «жу-равлиное место». Село
располагается вдоль речки Вад, занимает более 4 километров в длину, и
жители часто шутят, что оно, как шея журавля пропорционально равно телу
птицы. Трудно спорить с местными охотни-ками, но доля правды тут есть.
Если смотреть сверху, с птичьего полета, то село — действительно
как журавль, раскинуло крылья, летит, вытя-нув шею вперед к солнцу.
Многие местные жители гордятся тем, что проходят десятилетия, а дичь для
охоты вокруг Каргашина всегда имеется, и, мало того, появляются другие
разновидности охоты, но по сегодняшний день главная гордость сельчан —
это журавли. Осенью, когда они собираются в стаи, готовясь к |
перелету на юг, на зимовку, то люди выходят на
улицы села, чтобы помахать им рукой на прощание и прокричать:
— До свидания ! Мы вас ждем весной ! Счастливого пути !
Жители потом еще долго не расходятся и спорят: сколько было стай
журавлей в этом году, а сколько в прошлом. Это зрелище описать
невозможно: тут полное единение человека и природы.
Как-то я получил приглашение на торжественное открытие охоты на
водоплавающую дичь от моих земляков, братьев Сорокиных (их три брата, и
все заядлые охотники). Приглашение совпало с моим отпуском, было очень
трогательно и приятно. И давно нужно было побывать в родных местах, где
родился и вырос, где находятся могилы родных: мамы, деда и бабушки.
Я быстро собрался и на другой день, вечером, был уже в родном доме.
Здесь мне с детства знаком каждый уголок, каждый гвоздик, заколоченный в
доме, кем он был забит. В родные места я приехал с близкими мне людьми :
Валентином, любителем утиной и гусиной охоты, и Алексеем Никитовичем
Журавлевым — знатоком охоты на боровую дичь. Чуть позже к нам
присоединился Крутин Василий Павлович. Мы с ним выросли в родном селе,
хотя он моложе меня, но мы всегда «таскали» его с собой как обаятельного
и общительного парня. Василий сразу же начал интересоваться: какие
патроны, какое количество нужно иметь, а также что еще брать с собой ?
Мы поговорили про одежду и о ружьях и решили, что брать нужно все, и еду
тоже, учитывая, что на торжественное открытие едем в первый раз и не
знаем обычаев.
— Трудно представить, как все будет происходить — говорит мне Василий. —
Но точно знаю, что будут гармонь, гитара, баран живой и многое другое,
даже хоровод местных девушек.
— Ну и дела ! — отвечаю я. — Как за несколько лет изменилось отношение
людей к охоте !
— Культура растет ! — улыбается Василий.
|
— А вы, наверное, не знаете, как было у нас раньше ? — обращаюсь я к
Валентину и Алек-сею. — Может, у вас было все по-другому ? Вы — коренные
москвичи, а культура моск-вичей всегда была иной. А вот охота для мо-его
деда и для многих других охотников Рос-сии значила очень много. В то
время это была вкусная дополнительная пища из дичи к се-мейному столу.
Ведь в период весенних по-левых работ и ранней осенью редко кто заби-вал
домашнюю живность из-за отсутствия мо-розов, потому что мясо держать было
негде. А может быть, новая культура охоты и сюда пришла, в Мордовию, и
здесь стали к ней от-носиться, как во многих странах, с ритуалами, и наши
жители вспомнили элементы русской охоты. |
— Это здорово ! — сказал Валентин.
— Культура хорошо, когда подтверждается наличием дичи, — добавил Алексей
Журавлев.
На машине направились к месту сбора охотников — это недалеко от села за
речкой, где много озер и вокруг водоемов растут кустарники — камыши.
Ехали мы по луговой дороге медленно, растягивая удо-вольствие от
увиденного пейзажа. Над нами часто кружились стаи уток, как бы
предупреждая других, что появились люди. Подъехали к месту. Вокруг
костра было много людей в охотничьей форме, в длин-ных платьях. Все
смеялись и шутили. Гармонист играл веселые частушки, девушки подпевали.
У всех веселый хороший настрой. Нам рассказали, что очень много утки и
охота открывается завтра на зорьке. Приготовили всем охотникам места.
Готов был «барский стол», и скоро должны были начаться тор-жества по
случаю открытия охоты.
— Вы не удивляйтесь, у нас это происходит каждый год. Охоте мы придаем
теперь другое значение : не добыча мяса, и, как вы теперь говорите в
городе, "на трофейную".
— Это здорово ! — сказал Валентин. — Если во всех регионах, также будут
поступать, то охота пол-ностью станет видом отдыха. Побольше бы таких
ритуалов, тем красочнее будет проходить и сама охота. Это привлечет
иностранцев, и пойдут инвестиции, а деньги помогут наладить охотничий
бизнес, что позволит контролировать охоту, тем самым сохранить животный
мир. Перед началом и при за-вершении охоты каждый будет обязательно
говорить добрые слова и просить прощения у природы, у Бога и у добытого
зверя, а потом песни и обязательно на кровях по 50 граммов
водки. Конечно, водка не самое главное, но у нас в традициях это
присутствует, а вот праздничного ритуала мало. А жаль !
|
Я позвал Валеру Сорокина, чтобы он показал мне, где моя засидка по утке,
учитывая, что уже стало вечереть и вовсю готовились к от-крытию
торжества. С собой я позвал Вален-тина и Алексея, и мы вчетвером пошли
смот-реть места охоты.
— Валера, а как дела на селе ? Что нового по хозяйству ? — интересуюсь
я.
— Только благодаря вам идет работа по уст-ройству опытного охотничьего хозяйства, а колхозные дела — совсем плохи, работать не-кому, село
стареет, колхоз умирает, — отве-чает мне Валерий.
— Это не нам благодарность, — отвечаю я. |
— Это министр сельского хозяйства РФ
Гордеев А. В. своим приказом создал опытное охотничье
хозяйство.
— Вот если бы помогали все, как ты, своим землякам, то наверняка мы и
жили бы по-другому, и легче было бы всем, — продолжает Валера. — Ты
всегда нам говорил : где родился, там и должен помогать, чем можешь, если
нечем помочь, то когда приезжаешь к своим предкам, то хоть помоги
поправить им забор и крыльцо. Иногда посмотрю, приезжают дети к своим
родителям, самогон попили, погуляли и уехали, а поправить забор или
крыльцо старушке некому. А так хочется, чтобы в селе жили
по-чело-вечески, помогая друг другу.
Валентин спрашивает:
— Я смотрю, здесь травы выше плеч, а не косят — наверно, некому ?
— Да, это удивительно — отвечаю я. — Это было место для сенокоса моих
предков : деда Ивана Лаврентьевича и мамы Марии Ивановны. Здесь мы с
дедом косили и возили сено. А косили мы здесь, потому что дед был
единоличником и не вступал в колхоз, поэтому нам всегда доставались
самые худшие луга, ведь кругом озера, болота, и надо было сено выносить
с болота вручную на сухое место, отсюда и качество сена хуже на болоте.
— Мы помним твоего деда — говорит Валерий. — Ох, какой он был строгий,
но очень порядочный, к нему всегда ходили за советом. Он никак не
признавал колхоз, наверно, чувствовал, что при внуках это колхозное
хозяйство развалится. Мы никогда не забудем, как он любил выращивать
гусей. Весна в селе начиналась с выводом гусей Ивана Лаврентьевича на
улицу. Он ни не на шаг не отходил весной от гусей, а их у него было
несколько сотен.
— Да, я это часто вспоминаю — говорю я Валентину и Алексею. — Ведь тогда
село было большое, не менее 400 дворов, сейчас, конечно, меньше, и
представляете, сегодня в селе никто не держит гусей !
За разговором мы подошли к озеру, посмотреть подход к засидке. Вдруг
вижу : закопано четыре стол-бика в землю. Я осмотрелся и говорю Валентину
и Алексею :
— Эти дубовые столбики мы с дедом закопали лет 40 назад. Здесь мы делали
шалаш на время сенокоса, где приходилось частенько ночевать, а днем
прятались от дождя. Дед мне часто говорил, ложась на фу-файку, уставший
от работы : «Часок отдохнем, пройдет зной, и начнем ворошить сено, а если
ты не хо-чешь отдыхать, тогда поешь немного и послушай, как поют птицы».
— Да, твой дед тебя очень любил и никогда не давал в обиду, — вспоминает
Валерий. — Всегда преду-преждал нас : если кто тронет Лешку, я вас выпорю,
и так никого и не выпорол, хотя рука у него была сильная.
Мы повернули обратно. Валерий, Алексей и Валентин беседовали о
предстоящей охоте, а я думал о своём. Валерий говорил Валентину :
— Я, очень рад, что Леша приехал к нам, думаю, и тебе здесь понравится :
весело будет вечером и удачная охота на зорьке.
Думаете, что это
браконьеры, охотящиеся на горного барана,
зане-сённого в "Красную книгу," и застигнутые охотинспектором ?
Оши-баетесь. Главный охотинспектор России Алексей Саурин
гарантиру-ет : соответствующие лицензии есть у всех. |
Мы подошли к костру, где уже вовсю шла
под-готовка к торжественному открытию охоты. Собравшиеся
рассказывали анекдоты, приба-утки, кто во что горазд. Когда мы
вернулись, оказалось, что ждут только нас, все встали и дружно
захлопали. Пора начинать, а то скоро стемнеет и еда остынет в
кастрюлях.
Вот гармонист сыграл марш типа «всем, всем, всем», и мы встали в
две шеренги друг перед другом. Валерий вышел из строя, стал посре-дине и начал говорить :
— Сегодня праздник охотников, это по тра-диции передается из поколения в поколение.
Охотники и природа — едины на этой земле. Мы должны понимать, что после
нас придут наши дети на это место, которые будут гор-диться нами, что мы
сохранили много зверя и дикой птицы для них. Мы должны быть осто-
|
рожны с ружьями. Каждый должен знать, что вот этот приз за самого
большого добытого селезня. Стрелять только селезней. Теперь
давайте поприветствуем почетных гостей из Москвы, наших земля-ков,
которые делают для села очень много: это Алексей Иванович — главный
егерь России и Василий Павлович.
Девушки преподносят нам «хлеб-соль», большую стопку мордовских блинов,
на которых стояли солон-ки с солью и стаканы мордовского напитка поза. Мы садимся за стол. Глава села Вера Степановна Вешкина очень ярко и
красочно рассказала : про село, про людей, про охотников и предложила
первый тост — за наших родных, которые любили природу и позволили нам
охотиться на том же месте, где из поколения в поколение проходит
торжественная утиная охота. Второй тост — за природу. Третий — за
Великого Российского Охотника. Так плавно разговор зашел об охоте, и
некоторые уже встали, пошли надевать болотные сапоги. Все понимали,
вот-вот начнется утренняя зорька.
|
Я оказался на засидке, где очень хорошо на-блюдать и за небом, и за
озером, где большая часть воды привлекательна для уток. Бук-вально через
несколько минут прозвучал пер-вый выстрел, утки стали летать из стороны в
сторону, падая от каждого выстрела. На меня налетело несколько стай
уток. Целясь в се-лезня, не нарушая правила, попадаешь иногда в
пространство, значит, мимо. Долго приспо-сабливаешься,
но в конечном итоге трофеи
до-быты и настрелялся досыта. Но самое инте-ресное, когда над
тобой летят утки-чирки. Они пикируют, как истребители, и за
добытого чирка всегда получаешь похвалу от друзей. Добыть чирка
сложно, потому
что летит он очень быстро и маневренно. Вот уже совсем светло, уток все
меньше и меньше. А к 10 ча-сам утра охотники завершают охоту и начина- |
нают
подсчитывать трофеи, что сделали и мы.
Как по команде, пришли к костру, где стол был уже накрыт. Вера
Степановна позвала перекусить, мы все стали дружно завтракать. Каждый
старался поделиться впечатлениями и результатами охоты, кто сколько
взял, кому не удалось найти уток в камышах. Подводили итоги.
А главный итог один — охота в Каргашине — это большой праздник
односельчан, что не может меня не радовать как одного из них, потому что
здесь мои корни.
Из книги : А. Саурин «Облава», 2006 г
Фотографии из книг А. Саурина..
|